Как спланировать и построить дорожки на вашем участке - 3

12.06.2007

Дорожка, неверно запланированная, неправильно и не вовремя проложенная, может буквально уничтожить красивый вид из окна, негативно повлиять на общий ландшафт участка. Это предостережение касается не только пешеходных тропок, но и дорожек для автотранспорта. Материал для них должен быть долговечным, но не стоит забывать и о его внешнем виде.

В зависимости от размеров приусадебного участка варьируется количество и протяженность дорожек на нем. Дорожки для автотранспорта обычно считаются роскошью, присущей крупномасштабным владениям более 10-15 соток. Однако автолюбителю, владельцу небольшого участка, необходимо будет позаботиться о подъездных путях к гаражу или стоянке, если планируется держать машину на собственном участке. Все дорожки, по которым будет проезжать автотранспорт, и место его парковки относятся к разряду автомобильных дорожек. А значит, в плане нагрузок при выборе покрытия ориентируются на тяжесть автомобиля. Это очевидно.

подъездная дорогаПри устройстве сети дорожек на большом или малом участке одинаково часто забывают о другой не менее важной позиции, - внешнем виде или декоративности дорожки для автотранспорта. Среди владельцев приусадебных участков распространено устойчивое заблуждение в том, что высказывание "дорожки на участке должны образовывать единую сеть" относится лишь к садовым стежкам-дорожкам, а транспортные стоят особняком. Но ведь транспортную дорожку шириной 1,5-2, а то и 3 метра, часто проходящую по центру участка от ворот к центральному зданию, игнорировать сложно.

Взгляд из окна верхнего этажа, выходящего в сад, обязательно вильнет в сторону парковки: "Как там ласточка (девочкажелезякаконькорыто - нужное подчеркнуть)?", и только затем, успокоившись, вернется к обзору ботанических красот. Во многом эстетику восприятия определяет материал дорожного полотна, а как раз материал для дорожек с повышенной эксплуатационной нагрузкой выбирают по принципу надежности и долговечности часто в ущерб декоративности. В итоге даже самая короткая транспортная дорожка смотрится унылым пятном среди симпатичных тропок, что изо дня в день негативно сказывается на подсознании зрителя. А ведь подавляющему большинству садоводов хотелось бы видеть свой заботливо ухоженный участок если не образцом воплощенной мечты о райском уголке, то хотя бы антистрессовой зоной.

Конечно, нерентабельно выполнять широкое полотно пусть личной, но автострады из дорогостоящих декоративных и не слишком прочных материалов. Решить проблему создания практичной и стилистически единой сети дорожек на участке можно устройством плавных переходов от одного покрытия к другому: создав волнообразные или ломаные очертания границ, буферный слой из смешанных материалов, декоративные вкрапления в дорожное полотно. Кажущаяся очевидной, эта простая идея часто оказывается сложно выполнимой на практике, поскольку при освоении участка обычно первыми прокладываются дорожки для автотранспорта, а о пешеходных задумываются по завершении строительных и ландшафтных работ. Часто время прокладки разделяют полгода, а то и больше. Срок, в течение которого не только появляются новые идеи, но и заканчиваются материалы. В этом случае на выручку могут прийти разнообразные бордюры по сторонам транспортных дорожек, по фактуре иили цвету гармонирующие с пешеходными. В контексте вышесказанного рассмотрим наиболее популярные материалы для дорожного полотна.

Демократично, но надежно

подъездная дорогаНаиболее дешев, крепок и долговечен бетон. Как финишное покрытие идеален в тех случаях, когда от дорожки требуется максимальная прочность (достаточно толщины 8-12 см), и там, где ее внешний вид не имеет большого значения. Бетонная стяжка выполняется и в качестве основы для большинства декоративных покрытий из плитки и камня (толщиной 5-8 см). Выносливость полотна повышает армирование его сеткой из стальной проволоки (диаметром 1 мм). Подготовленный заранее и обильно смоченный "пирог" основания заливается бетонной смесью, купленной готовой на предприятии или смешанной на месте в бетономешалке или вручную. Для первого варианта следует уточнить, что срок жизни раствора не более 24 часов, после бетон будет уже не течь, а падать комками. С другой стороны, дорожка из просроченного бетона причудливым рельефом неровностей может привлечь оригиналов. Промышленный бетон выпускается различных марок с добавлением пластификаторов, регулирующих сроки схватывания, застывания и последующую морозостойкость полотна. В раствор, по желанию заказчика, могут быть добавлены и минеральные красители.

Вариант самостоятельного изготовления бетона на порядок, а то и на два дешевле, но более трудоемок. Подводные камни здесь следующие. Сухие смеси имеют определенный срок хранения. Обычно не более полугода, иногда три месяца. Чем больше в сухой смеси содержится присадок, тем капризнее условия ее хранения. Используя старое доброе самостоятельное смешение цемента, песка и воды в пропорциях 1:2 и воды до жидкого теста, следует учесть, что за скобками всегда остается пояснение - этот рецепт для финишных слоев. В нижних содержание песка нужно увеличить в два раза.

Для создания идеального монолита подойдет только строительный песок, речной придется промывать, сушить, а потом просеивать от вкраплений органики. Для лучшей сцепки раствора песок и цемент смешивают в сухом виде и лишь затем добавляют воду, но не выливают струйкой из ведра, как показано на рисунках в большинстве "специальных" книг, а разбрызгивают из шланга. Поскольку раствор при этом должен равномерно перемешиваться, без пары помощников не обойтись. Беря на прокат бетономешалку, не забудьте уточнить время перемешивания в ней раствора: его избыток, как и недостаток, негативно отражается на стойкости покрытия. В качестве наиболее дешевого пластификатора для морозоустойчивости полотна в смесь добавляют поваренную соль (1 кг: 25 кг сухой смеси). Благодаря ей полотно не трескается при резком перепаде суточных температур, хотя может покрыться белыми пятнами. В монолитном бетонном покрытии через каждые несколько метров (2-3) необходимо проложить температурные швы, чтобы из-за температурного сжатия-расширения покрытие не пошло трещинами. Выполнять бетонирование зимой не воспрещается, следует лишь подогревать воду для замешивания. 18...25°С - температура раствора, а с учетом окружающего "минуса" надо добавлять воду градусов на 20 горячее. Чтобы бетон не растрескался при неравномерном высыхании, после заливки его закрывают рогожкой, а зимой и засыпают опилками. В жаркий сезон ткань рекомендуют поливать водой в течение недели, чтобы верхний слой не высыхал скорее нижних.

подъездная дорогаВ последнее время в моду вошло "искусственное старение материалов", и трещины на полотне стали приветствоваться в роли хаотичного орнамента. Приверженцев моды следует предупредить о том, что пренебрегать данными выше рекомендациями следует лишь в отношении финишного слоя, иначе усердно "состаренное" полотно может попросту вздыбиться. Гладкий или растрескавшийся бетон одинаково ругают за унылый цвет. Иногда в финишный слой бетона добавляют минеральные красители. Но этот метод хорош для узких дорожек, дорога же шириной 2-3 метра рискует через пару лет стать пятнистой из-за неравномерного выцветания краски. Серую бетонную поверхность советуют разнообразить с помощью орнаментальных или хаотичных вкраплений гравия, гальки, кирпича или плитки. Самый простой вариант: по сырой поверхности еще не застывшего раствора граблями нарисовать волнообразный или геометрический рисунок.

Осколками камней модно украшать и асфальтовые поверхности горячей и холодной укладки. За рубежом в моде цветной асфальт, подкрашенный минеральными добавками в желтый, красный, голубой или зеленый цвета. Цветной асфальт дороже рядового серого и черного в 2-3 раза, но затраты оправдываются долговременным сохранением яркости дорожного покрытия.

Используя в качестве покрытия гравий, следует предусмотреть для него ограничитель, например, обочины из кирпичей, чтобы предотвратить его расползание по поверхности. Обычно гравий, чтобы избежать его оседания, укладывают на щебень более крупной фракции. В качестве основы часто прокладывают слой грубого гравия, смешанного с песком, толщиной около 50 мм, а уже сверху - слой мелкого гравия толщиной 25 мм, и тщательно утрамбовывают.

Красота требует жертв

Нередки случаи, когда основные дорожки на участке выполняют из готовых бетонных плит для дорожных покрытий. С точки зрения функциональности, различают два основных вида (по толщине) бетонных плит. "Литые" плиты изготовляются из литого бетона толщиной около 50 мм. Они предназначены для малых и средних нагрузок, особенно ценна их декоративность - разнообразие форм и расцветок. Для мощения таких поверхностей, как проезжая часть дороги, лучше всего подходят "гидравлически спрессованные" плиты из специально уплотненного бетона. Их толщина должна быть пропорциональна размерам - иначе плитка будет плохо держаться и за счет заклинивания с боков будет "гулять". Наилучшая толщина для плитки 100х100, 100х200 - 80 мм, минимум - 60 мм. Чем тоньше плитка, тем более твердое основание ей необходимо, чтобы выдерживать вес автомобиля.

подъездная дорогаТак как диапазон размеров, форм, цвета и лицевых поверхностей плит весьма обширен, готовые бетонные плиты служат идеальным материалом для выстилания больших участков, особенно в том случае, когда необходимо придать им декоративность. Наиболее популярный размер плит - 450х450 мм, хотя выпускаются плиты и больших, и меньших размеров. В продаже можно встретить плиты, размеры которых меняются от квадрата со стороной 90 мм до прямоугольника с размерами 675х450 мм. Выпускаются также шестиугольные и круглые плиты. Свободные сочетания форм и цвета позволяют выполнять дорожное покрытие в виде затейливой мозаики.

Плиты успешно комбинируются с другими материалами. Оригинально смотрятся вставки из речной гальки, кирпича, цветного камня, прекрасно сочетаясь с вмонтированными в мостовую светильниками. Даже битые плиты пойдут в дело. Их хаотичный рисунок сделает покрытие художественно-неповторимым, а прочностные характеристики не уменьшат надежность дорожного полотна. Также универсальны и клинкерный кирпич, и плитки из клинкера (пережженной глины) - материала значительно более дорогого, но и несравнимо более долговечного, чем обычный кирпич (строительный на почве не используется, т. к. разрушается уже через 4-6 лет).

Наиболее же шикарен и практически вечен "король материалов" для мощения - гранит. Кроме стойкости цвета и фактуры, он имеет еще одно преимущество. В отличие от бетонной, клинкерной и даже иной каменной плитки (например, песчаника), гранитную брусчатку можно укладывать даже на песчаную подушку. Но, применяя такие тяжелые материалы, как камень и плиты, на неплотных грунтах с высоким содержанием песка, следует предотвратить возможность их проседания. Для этого можно либо увеличить толщину щебеночного основания, либо проложить деревянные или пластиковые щиты. Но это временные меры. Предпочтительнее использовать геотекстиль - один слой проложить на грунт, а второй - на гравий под песок. Этот вариант проще, дешевле и эффективнее.

Псевдолужок

Для небольших участков, каждый метр площади которых представляет для владельцев особую ценность и, в идеале, должен быть озеленен, оптимальным может быть следующий вид мощения садовых дорожек, подъездных путей и других площадок. Это газонная решетка. Она представляет собой ячеистые (сотовидные) панели-решетки размером 50х50 см, боковые защелки которых позволяют собирать сплошное полотно необходимых очертаний. Уложенная на уплотненное основание (толщина которого зависит от состава грунта - см. выше), решетка способна выдерживать вес автомобилей (до 200 т/м?). В то же время, газон из неприхотливых очитка едкого, седума, камнеломки, вероники и крупки альпийской будет хорошо себя чувствовать в уютных сотах. Ему не угрожает вытаптывание, поскольку нагрузка от пешеходов и машин "лежит" на панелях. Бонусом исключаются переувлажнение и эрозия почвы.

Мария Новикова, дизайнер-проектировщик

Метки:  дорожки


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru