Энциклопедия садовода и дачника
ПИТОМНИК растений ЗЕЛЕНАЯ ПЛОЩАДКА
Питомник растений Вилла Планта

Правила сочетания окраски растений в саду

Читать предыдущую часть. ← Лилия, роза и рододендрон в вашем саду

стиль сада

Что касается однолетников, то здесь тоже не все так просто. Дело в том, что при семенном размножении многие декоративные качества часто меняются от поколения к поколению. Размер цветка, а особенно окраска, величины далеко не постоянные.

Как-то мне пришлось быть "гидом" при представителе одной крупной голландской компании, занимающейся продажей цветочных семян во многие страны мира. Компания имеет очень высокую репутацию. Не подумайте, что речь пойдет о какой-то рекламе. Мне было интересно мнение специалиста по поводу обустройства городского зеленого ландшафта. Не буду подробно пересказывать его суждение о качестве цветочного оформления наших скверов, думаю, вы сами догадываетесь о нем. Но о маленьком эпизоде нашей беседы следует упомянуть.

Проходя по Марсову полю, я спросил голландца, не может ли он назвать мне сорт бархатцев, растущих на клумбе. Он ответил, что эти бархатцы вообще не относятся ни к какому сорту. Ведь чтобы закрепить сортовые признаки, необходимо выращивать семена в определенных климатических условиях, проводить тщательный отбор и т.д. Поэтому тем дачникам, которые решают свои семенные проблемы у себя на участке, получая собственные семена, следует этот момент учитывать. Правда, на рынке часто можно купить качественную цветную открытку на пакетике, а что внутри, можно только гадать.


Астра кустарниковая

Следует заметить, что цены за рубежом на качественные семена формируются исходя из зарубежного прожиточного минимума. Мы же пока будем сажать африканские бархатцы российского качества, ведь в конце концов, любой цветок несет в себе энергию ци.

Что касается сочетания окраски растений, то здесь, прежде всего, нужно избегать излишней пестроты в любом стиле, располагать цветущие растения, в особенности на заднем плане, как можно более однородными и одноколерными группами, так как это значительно усиливает производимое на глаза приятное впечатление и приток ци.

стиль сада

Действительно, сплошная клумба, составленная, например, из одних  пеларгоний,   петуний,   вербен,   цинний,  канн,   георгинов,  лобелий и других, будет всегда гораздо эффектнее и красивее, чем в том случае, если мы перемешаем все эти растения вместе на одной клумбе.

 Насколько выигрывают при этом растения, в особенности издали, можно убедиться, представив себе сплошную клумбу из одних таких простеньких цветов, как, например, розовые маргаритки, китайские гвоздики. Это справедливо по отношению не только к низким, но и к высоким цветущим растениям, например таким, как шток-роза. Всем известная шток-роза (прежде она называлась А. chinensis - алтей китайский) в Китае считается незаменимым украшением для садовых стен. Дельфиниум (шпорник), дигиталис (наперстянка) и другие в более отдаленных частях сада производят тем больший эффект, чем однороднее будет их группа.

Однако если засадить весь сад однородными, а тем более одноколерными цветами, то он приобретет скучный, монотонный вид. Поэтому не следует слишком злоупотреблять сплошными клумбами и, отводя им место, в особенности на заднем плане, необходимо оживить вид сада клумбами и рабатками, составленными из различных растений и разных колеров, соблюдая правила фэн-шуй. Для достижения этого необходимо при посадке растений на подобных клумбах руководствоваться законами цветовых контрастов и стараться располагать их в гармоническом сочетании окраски, избегая, сколько возможно, дисгармонии. Можно руководствоваться при составлении плана засадки схематическим изображением цветовых контрастов (см. рис.).

стиль сада

Цвета, обозначенные в противоположных частях круга (секторах), а именно: красный и зеленый, оранжевый и синий, желтый и фиолетовый, дают самый сильный и спокойный контраст, при этом каждый цвет выделяется очень сильно.

То же самое будет, если мы сопоставим противоположные цвета: красно-фиолетовый и желто-зеленый, красно-оранжевый и сине-зеленый, желто-оранжевый и сине-фиолетовый. Такие противоположные цвета дают всегда наиболее сильные контрасты и взаимно дополняют друг друга, почему и называются контрастовыми или дополнительными; сочетание же их называется гармоническим, так как оно, являясь совершенно правильным, не режет глаз, а, напротив, его успокаивает, что приветствуется в фэн-шуй.

Сопоставление двух цветов, разделенных в нашем круге только одним его сектором, как, например, красный и синий, красный и желтый, оранжевый и фиолетовый, оранжевый и зеленый, желтый и синий и т. д., а равно и производных от них, например, красно-оранжевый и сине-фиолетовый, называется характеристическим. Такое сочетание не так приятно для глаз, как гармоническое, но все-таки оно дает довольно заметный контраст, и потому, при необходимости, можно допустить и подобное сочетание.

Наконец, сопоставление двух цветов, расположенных в нашем круге совершенно рядом, как, например, красного и фиолетового, синего и зеленого, не даст заметного контраста и будет дисгармоническим. Подобных сопоставлений нужно избегать или же нужно подобные два цвета разделять цветом белым. Следует при этом иметь в виду, что белый цвет, а равно и черный, хороши лишь в сочетании с цветами красным, фиолетовым, синим и зеленым, с цветами же оранжевым и желтым сочетаются плохо.

Если всмотреться в цвета, обозначенные в круге, нельзя не заметить, что цвета теплые или активные, красный, оранжевый и желтый,- несомненно, гораздо ярче и вообще более выделяются, чем цвета холодные или пассивные: зеленый, синий и фиолетовый, при этом самый яркий из первых - оранжевый, а самый спокойный из вторых - синий. Приняв во внимание эти особенности цветов, мы невольно придем к заключению: для того чтобы получался сильнее контраст и лучше выделился рисунок клумбы, нужно при засадке главных её частей избирать растения с теплыми красками, а для второстепенных - с красками холодными.

Особенно важно в клумбе, конечно же, хорошо выделить внешние её очертания, поэтому для наружного бордюра нужно брать исключительно лишь растения с теплой окраской цветов и листьев, т. е. красной, оранжевой и желтой, а равно белой и черной окраской, которые хорошо гармонируют с зеленым фоном газона и отлично на нем выделяются. Растения же с окраской фиолетовой, зеленой и особенно синей нужно, по возможности, избегать сажать в виде бордюров.

стиль сада

При соприкосновении больших окрашенных поверхностей становится заметным явление краевого хроматического контраста, когда кажущееся изменение окраски распространяется не на всю поверхность, а лишь на ее часть, граничащую с другой поверхностью.

При этом у соприкасающихся краев поверхностей, окрашенных в недополнительные цвета, возникают новые цветовые тона, что нередко и является главной причиной впечатления негармоничности того или иного сочетания. Гармоничность или негармоничность сочетания цветов двух соприкасающихся поверхностей зависит не только от различия их по цветовому тону, но и от светлоты и чистоты этих тонов.

Сочетание двух взаимно дополнительных цветовых тонов оказывается вполне гармоничным, если по светлоте эти тона находятся в таких же отношениях, как это происходит в спектре. Так бывает и в тех случаях, когда ахроматические цвета (белый или черный) примешаны к ним в одинаковых количествах. Так, например, темно-фиолетовый цвет гармонирует с оливковым, красновато-коричневый - с темно-голубым, желтовато-коричневый - с темно-синим.

Гармония соблюдается, если в состав этих цветов черный цвет входит в одинаковых количествах. С другой стороны, темно-синий цвет (с примесью черного) не гармонирует с чистым канареечно-желтым, хотя синий и желтый цвета являются взаимно дополнительными.

Для тех случаев, когда трудно подобрать дополнительный цветовой тон к данному цвету окрашенной поверхности, можно рекомендовать такой метод. Надо взять ярко освещенный небольшой кружок (диаметром 3-4 см) или квадратик, окрашенный в данный цвет и помещенный на сером фоне, и остановить на нем неподвижный взгляд в течение 10-15 секунд, после чего быстро перенести взгляд на серую или слабоосвещенную белую поверхность. Тогда на этой поверхности выступит так называемый последовательный контрастный образ кружка или квадратика, окрашенный в цвет, дополнительный к данному цвету, но менее интенсивный.

стиль сада

В цветочных оформлениях контрастные взаимодействия цветовых тонов соприкасающихся цветочных массивов проявляются не так резко, как при соприкосновении ровно окрашенных поверхностей.

Это объясняется неоднородностью окраски и фактуры поверхности цветочных массивов, игрой светотени и пр. Впечатление негармоничности отдельных сочетаний нередко значительно ослабляется благодаря красоте самих растений. Тем не менее, с законами контрастного взаимодействия цветовых тонов необходимо считаться. Нужно добиваться таких сочетаний окрасок цветочных массивов, при которых они наиболее выделяются и взаимно подчеркивают друг друга - инь-ян.

Это основные принципы, которым руководствовались и российские дореволюционные садовники в подборе цветовой гаммы. Думаю, что здесь нет противоречий с принципами фэн-шуй. Можно предположить, что древние китайские мудрецы были знакомы с золотым сечением. Сейчас много пишут о разложении спектра солнечного света с помощью золотого сечения, я не буду на этом подробно останавливаться.

Термин "золотое сечение" ввел Леонардо да Винчи. Немецкий ученый А. Цейзинг характеризует золотое сечение как "универсальную пропорцию для совершенных творений природы и произведений искусства". Очевидно существуют определенные законы гармонии, можно, конечно, представлять гармонию как ряд чисел Фибоначчи, но, судя по всему, человеческий глаз воспринимает ее гораздо сложнее. Хотя в основе восприятия нашим глазом цветов лежит принцип золотого сечения. Способность воспринимать цвета глазом связана с различием в действии лучей различной длины волны на зрительный аппарат. Согласно принципам золотого сечения возможно получение любого цвета при смешении в различных пропорциях фиолетового, зеленого и красного.

В нашем зрительном аппарате, а точнее в колбочках глаза, находятся три светочувствительных вещества, при их взаимодействии с квантами светового потока мы воспринимаем многообразие цветов. Далее идет анализ цветов в коре больших полушарий мозга. Благодаря синтетической деятельности корковой части мы воспринимаем различие предметов по форме. Так в нашем сознании рождается образ ели, сосны зеленого цвета, но форма определяет принадлежность предмета к соответствующему виду.

В. Степанов,
доктор биологических наук,
глава фермерского хозяйства "Элита"

4954

Правила сочетания окраски растений в саду


При полном или частичном копировании материалов прямая и активная ссылка на www.floraprice.ru обязательна.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru