Ландшафт парков Царского села - продолжение

07.07.2006

К 300-летию со дня основания Царского Села

С севера парк ограничен гранитной набережной прямолинейного канала с двенадцатью каскадами. К ней примыкает первая улица Царского Села - Садовая, вдоль которой расположены старинные Кавалерские дома.

Восточная граница регулярной части парка проходит по второму и третьему Нижним, или Каскадным прудам.

Фонтан «Девушка с кувшином» в Царском селе Планировка этой части парка подчеркнуто геометрична и симметрична. Над созданием регулярного сада работали садовые мастера Ян Розен, Яган-Каспар Фохт. Сад был устроен в голландском вкусе времен барокко с многочисленными цветниками, прямолинейными дорожками и каналами, с террасами, с довольно узкими аллеями по центру сада, не предназначенными для раскрытия видов на дворец. Для стиля барокко было характерно создавать некоторую "недоговоренность", таинственность, неясность. Барочные, как и позже готические здания, окружали деревьями, которые почти скрывали их.

Парадный партер обрамлен замкнутыми шпалерами подстриженной липы, растущей в виде кустарника и образующей высокие, зеленые летом и коричнево-красноватые зимой живые стены. С южной стороны партера сохранились старинные липы, которые теперь имеют шаровидную форму кроны, поддерживаемую регулярной стрижкой. Зимой рисунок мощных стволов и ажурной компактной кроны особенно отчетливо видны, и, присыпанные снегом, они выглядят спящей черно-белой графикой на фоне цветных фасадов Агатовых комнат. Примыкающие к старым липам стриженые шпалеры ближе к весне приобретают рыжеватую окраску коры молодых побегов. Это необыкновенно трогательно и неожиданно ярко выглядит на снежном фоне, особенно при ярком солнце.

Генеральная, или Эрмитажная аллея разделяет партер на две части и проходит по главной оси парка через центр дворца, построенного на самом высоком месте Царского Села.

С первой террасы, на которой расположены партеры, небольшая лестница позволяет спуститься на вторую террасу. Она украшена четырьмя боскетами, в которых растут теперь уже высокие деревья кленов, лип. Края виды Царского селаГенеральной аллеи на этом отрезке, по канонам регулярной планировки, обрамлены мраморными статуями и бюстами.

Третья терраса - открытое пространство с двумя симметрично расположенными зеркальными прудами-бассейнами, обрамленными каменными "рамами" с барочными выкружками в углах. Со стороны аллей эти углы также отмечены фигурными контурами из низко стриженых кустов барбариса Тунберга, который вполне заменяет самшит, не зимующий в наших местах. Берега прудов значительно занижены по отношению к окружающим аллеям, что в теплое время года позволяет любоваться отражением в водной глади меняющейся красочной гаммы листвы деревьев и кустарников.

Эта терраса завершается поперечной аллеей с высокими лиственницами, в нижнем ярусе по другой стороне аллеи высятся ели с темной хвоей. Небольшая лестница на центральной аллее, также украшенная скульптурой, связывает террасную часть Старого сада с нижней, расположенной на плоскости. Основой планировки нижней части регулярного сада является трезубец аллей, выходящих из полукруглой площадки: одна центральная и две боковых радиальных. Эти аллеи доходят до Рыбного канала, отрытого еще во времена Петра I и Екатерины I. Канал предназначался для осушения места, разведения рыбы к царскому столу. Он был обсажен пихтами и елями, которые, по преданию, высаживал и сам государь. Через канал перекинуты пять мостиков, совпадающих с пересечением осей аллей.

В средней части сада три расходящиеся под углом аллеи пересекает прямая поперечная аллея, идущая от набережной канала с каскадами до построенного в стиле барокко павильона "Грот". Все они обрамлены шпалерами стриженых лип, образующих внутри себя замкнутые боскеты. В этих внутренних "зеленых залах" растут более высокие штамбовые липы с кубической формой кроны и несколько старых яблоневых деревьев.

Камеронова галерея в Царском селеЭту часть регулярного сада устраивали как лабиринт из стриженых деревьев и кустарников, который был неотъемлемой частью таких придворцовых садов в голландском стиле. Их особенностью было обилие различных мест уединения в виде зеленых беседок, гротов, боскетов, трельяжей, огибных аллей (с ажурным каркасом вместо крыши, по которому росли ветви лиан, создавая зеленые тоннели). Лабиринт существовал как садовая затея не только на Западе, но и в России довольно давно, в том числе в царском саду в Измайлово в XVII веке. Интересно, что в разное время она служила разным целям и имела разный смысл. Со временем лабиринт стал одной из садовых забав, войдя в которую надо было суметь выйти. В эпоху Романтизма в моду входят длинные прогулки, и лабиринт как нельзя кстати, удлинял пути гуляющих по парку гостей.

Центральная, или Эрмитажная аллея проходит по центральной оси лабиринта. Она обсажена штамбовыми липами, имитирующими крупную кадочную культуру. Их крона стрижется в форме куба. Различные геометрические формы крон липы создают интересное пространство, живые зеленые залы, ниши, уединенные места для прогулок. Даже летом, когда мы видим "зеленое на зеленом", стриженые формы производят весьма сильное впечатление. На фоне "зеленых" стен эффектно выглядят беломраморные бюсты и скульптуры, размещенные в полукруглых нишах на пересечении аллей перед "Гротом". Скульптура в Старый сад была перевезена после 1743 года частично из Летнего сада, для которого ее заказывали по указаниям Петра I. Это были работы венецианских мастеров Д. Бонацца, А. Тарсиа, П. Баратта, Д. Зорзони специально для парков Европы.

От моста на Эрмитажной аллее вторым трезубцем расходятся две лучевые аллеи. Им навстречу от западного фасада Эрмитажа идут две радиальных аллеи, а с противоположной, восточной стороны, отходят еще семь радиальных аллей. Если бы можно было посмотреть на эту часть парка сверху, то окажется, что крестообразный в плане Эрмитаж помещен в центр Большой звезды, которую ограничивает по периметру двойная прямоугольная рамка прямых аллей, обсаженных высокими кленами и липами. (План парков представлен на большом стенде около главного входа.)

Центральная аллея замыкается зданием Эрмитажа, окруженного густыми зарослями деревьев. Когда-то это место называлось Дикой рощей, потому что деревья там не подстригали в отличие от сада на Чесменская колонна в Царском селеверхних террасах. Эрмитаж является архитектурной и композиционной доминантой нижней половины регулярного сада. В середине XVIII века его окружал фигурной конфигурации ров с водой, балюстрада, многочисленные скульптуры, вазы и зеленые кущи деревьев. Этот павильон был характерен для романтических садов той эпохи. Богато украшенный внутри, он поражал гостей императрицы техническими новшествами, которые воспринимались как чудо. Словно по мановению волшебной палочки, без присутствия слуг, из раскрывающейся ниши в полу поднимался роскошно накрытый стол. Ничто не мешало уединенным изысканным приемам в этом "месте уединения", что в переводе означает само название павильона.

В конце XVIII века по распоряжению Екатерины II ров был засыпан, сняты мраморные плиты на площадке перед зданием, убрана часть скульптуры на фасаде и кровле павильона. Сейчас павильон находится на реставрации, но можно видеть восстановленный ров, мраморное мощение площадки и фасады с характерной отделкой по проекту архитектора Ф. Б. Растрелли. В окружающем массиве регулярно подсаживаются молодые деревья взамен утраченных: березы, липы, дубы.

Регулярный сад заканчивается Нижними, или Каскадными прудами. По их берегам растут могучие теперь деревья, отражающиеся в глади вод. Здесь и высокие лиственницы, дубы, липы, серебристые ивы, золотолистные и пурпурнолистные осенью клены. В месте соединения Каскадного пруда и Каскадного канала живописно разрослись куртины дерена сибирского со стеблями малиновой окраски, что даже зимой делает этот уголок нарядным и красочным. Весной, когда Дикая роща еще прозрачна, там просыпаются ковры из ветрениц дубравных, в начале лета золотятся калужницы болотные с глянцевыми листьями. Осенние пейзажи вдоль Садовой улицы и Екатерининского парка - самые яркие по разнообразной окраске листвы кленов и лип, взметнувшихся ввысь высокой сомкнутой стеной.

Елена Кузьмина



Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru