Ландшафт парков Царского села - 1

10.03.2006

К 300-летию со дня основания Царского Села

Этот призыв из стихотворения Осипа Мандельштама стал, видимо, неотъемлемым вступлением к любому разговору о Царском Селе. Сколько гостей принял этот неповторимого облика городок под Петербургом, вряд ли кто сумеет посчитать. Каких только званий официальных и поэтических ему не присваивали, и это благородное соревнование продолжается!

Самым любимым и главным званием остается для коренных царскоселов и, конечно, выпускников Императорского Лицея, с "легкого пера" Александра Сергеевича Пушкина, именно это:

Екатерининский дворец"Куда бы нас ни бросила судьбина, И счастие куда б ни завело,
Все те же мы: нам целый мир - чужбина,
Отечество нам - Царское Село!".

"Сари Мойс", Саарская мыза, Царская мыза, бывшая малая столица Российской Империи, Летняя Парадная Императорская резиденция, причем самая любимая для трех императриц - Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II; Город муз и военных, Детское Село, город Пушкин, - и это все о нем, любимом, единственном и неповторимом Царском Селе. В последние годы наш город все чаще именуют Царским Селом, под этим именем он фигурирует в хронике событий, когда к нам приезжают зарубежные гости с официальными и дружественными визитами.

Теперь кажется невероятным, что великолепные парки и дворец возникли на болотистой местности, покрытой густым елово-сосновым лесом, в самом начале XVIII века, вслед за строительством Петербурга. За два века неустанных работ они превратились в шедевр русского и мирового садово-паркового и архитектурно-художественного искусства.

парк в Царском селеКомплекс царскосельских парков устроен так, что между ними нет резко выраженных границ в виде преград природного или архитектурного происхождения. В нем существует пять парков - Екатерининский, Александровский, Фермерский, Баболовский, Отдельный (Колонистский). Они сливаются в большой зеленый массив, пронизанный лентами причудливых разветвлений русла реки Кузьминки и связанными с ней прудами, каналами, большими и малыми озерами. На эти огромные зеленые кущи общей площадью более 800 гектаров за три столетия искусными руками архитекторов, художников, садоводов и их бесчисленных помощников словно наброшена сеть разнообразно изогнутых, сплетающихся друг с другом, сходящихся в узлы и кольца аллей, дорог, прочерченных несколькими радиальными линейными перспективами. За каждым поворотом аллеи, на радиальной перспективе, в любое время года - свой пейзаж, окрашенный в яркие, сочные или нежные, акварельные краски листвы, травы, водных гладей с отражениями неба, облаков, восходов и закатов, тщательно подобранных и живописно посаженных деревьев по их берегам.

И все это живое богатство населено шедеврами парковой архитектуры, дающей представление обо всех стилях и временах. Американский историк назвал как-то царскосельские парки первым в мире "Диснейлендом", который в миниатюрном масштабе содержит все самое ценное, созданное человечеством в области садово-паркового и связанного с ним архитектурного искусства. Здесь можно встретить все: от египетской пирамиды до древнеримских терм, итальянский Мраморный мост и Шотландский замок, Турецкую баню и гигантскую мраморную Чесменскую колонну в центре Большого пруда, множество стел и обелисков в память славных побед русского оружия. И надо всем этим возвышается великолепный, построенный в XVIII веке в барочном стиле, лазоревый с белым, с сияющими золочеными куполами дворцовой церкви, растреллиевский Екатеринский дворец. Его протяженность составляет более 300 м, и равных ему нет в целом мире!

Это живая история - ее можно увидеть, войдя в "сады прекрасные, под сумрак ваш священный...".

История местности Сарицгоф. Чтобы по достоинству оценить всемирно известный бесценный Царскосельский дворцово-парковый ансамбль, нужно хоть в какой-то степени понимать, с чего все начиналось. Все, чем мы любуемся сейчас, создано колоссальным трудом бесчисленных и чаще безвестных, но самых искусных "работных людей". Здесь трудились тысячи мастеровых и крестьян, собранных по всей России: солдат, иностранных и отечественных архитекторов, садовых мастеров. Уже в 1715 году сюда были присланы из "московского приказу" первые плотники - "переведенцы, 200 дворов изъ семьянистыхъ и зажиточныхъ"... Интересно сейчас, из XXI века, заглянуть в начало века XVIII и узнать, что же было прежде на месте великолепных дворцов и парков, занимающих сейчас более 800 гектаров площади?

В XII веке обширный край Приневской низменности входил во владения Великого Новгорода. В окладных книгах эти территории называли Шелонская и Водная пятины. На месте окрестностей современного Санкт-Петербурга существовало множество русских, финских и карельских деревень. Древние названия селений, несколько видоизмененные, сохранились в современных: из старинного селения Хотчино образовалось название Гатчина, из Стрелиной мызы - Стрельна, из Саарской мызы - Царское Село. В конце XV века эти земли вошли в состав Московского государства.

Началом истории Царского Села принято считать 1710 год. В то время Саарская мыза была похожа на обычную для своего времени помещичью усадьбу с деревянным домом, службами, садом и огородом. Были выстроены две особые деревянные светлицы и службы для придворных дам. Положено было и основание саду, впоследствии названному "Старым". Позже появилась деревянная оранжерея для выращивания иностранных плодовых деревьев.

Еще при жизни Петра I Императрица Екатерина Алексеевна, ставшая владелицей этих земель после князя Меншикова, распорядилась заложить небольшой парк вокруг новых каменных палат, определила часть леса под зверинец, приказав огородить его тыном. По границе парка были посажены елевые "першпективы", ольховая роща. Мастеру садовых дел Яну Розену было поручено развести вдоль Садовой улицы обширный плодовый сад, а у ограды зверинца (теперь это территория Александровского парка) - устроить парники и оранжереи.

Камеронова галереяК 1724 году усадьба превратилась в нарядную летнюю резиденцию с двухэтажными "палатами о шестнадцати светлицах", регулярным садом в голландском вкусе с террасами. Со строительством Благовещенской церкви мыза стала называться селом, некоторое время - Благовещенским. 24 июня 1728 года эта церковь сгорела до основания от удара молнии. По велению цесаревны Елизаветы Петровны, к тому времени владелицы Царского Села, на месте сгоревшей церкви в середине мая 1734 года была заложена Знаменская церковь во имя иконы Знамения Божией Матери. Икона эта, по преданию, с древних времен составляла собственность цареградских патриархов. Один из них, святой Афанасий, посетивший в 1652 году царя Алексея Михайловича в Москве, поднес ему эту икону. С тех пор икона находилась во дворце Романовых, благоговейно почиталась и называлась фамильной.

Менялись времена и вкусы, архитектурно-художественные стили требовали перестройки дворца, изменений в его внутреннем убранстве. Дворец почти непрерывно видоизменялся, становясь все более роскошным. Своего расцвета он достиг к середине XVIII века при императрице Елизавете Петровне, дочери Петра I.

Прогулка по Старому саду.

Если войти в Екатерининский парк со стороны Церковного флигеля дворца, мы попадем в его парадную часть, расположенную перед парковым фасадом дворца. Это регулярная часть "голландского сада", восстановленная в 60-е годы XX века по образцу того, как выглядел сад в период своего расцвета, в середине XVIII века при императрице Елизавете Петровне. Сейчас все укрыто снегом, в том числе и узорные партеры перед центральной частью дворца. Только вечнозеленые пирамиды туи западной и укрытые мраморные скульптуры (аллегории "Мир" и "Великолепие") возвышаются на их ровной глади. Партеры создавались как "маленький Версаль", где изысканный узор был "выткан" ковровыми цветами. Сейчас их рисунок выполнен из стриженой зеленой травы и разнообразных по цвету и фактуре сыпучих материалов: кирпича, угля, мраморной крошки. Барочные затейливые завитки, символы царской власти - силуэты ирисов, насыпанные из черных угольных фракций, четко выделяются на теплом фоне кирпичной крошки.

Многие из нас даже не представляют себе, какую роль в создании садов и парков Петербурга и его окрестностей сыграл Петр I, который страстно любил сады, умел их выращивать и сделал все, чтобы они появились в наших северных краях, на болотистых почвах Приневской низменности, и притом были не хуже западноевропейских. Можно сказать, что большая часть декоративных пород деревьев и кустарников, видов цветочных растений были ввезены и прижились у нас благодаря распоряжениям Петра I в самом начале строительства, обустройства Петербурга и его пригородов. Но об этом лучше подробно рассказать отдельно, ибо рассказ может быть продолжительным.

Регулярная часть Старого сада (так его стали называть после того, как появился Новый, или Английский в пейзажном стиле, уже во времена правления Екатерины II) по ширине соответствует восточному фасаду дворца. Южная сторона ее ограничена Камероновой галереей и идущей от нее аллеей. Галерея для прогулок в ненастную или слишком жаркую погоду была создана шотландским архитектором Чарльзом Камероном в 1780-1795 годах как воплощение его давней мечты о древнеримских термах, или банях. Она включала в себя Холодные бани, или Агатовы комнаты, висячий сад и пандус, выходящий в пейзажную часть парка. По обеим сторонам парадной лестницы галереи в 1786 году были установлены бронзовые копии с античных скульптур древнегреческого героя Геракла и Флоры, богини цветов. Эти фигуры стали своеобразным символом царскосельских парков.

(Продолжение следует)

Е. Кузьмина

Метки:  история


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru