300 лет первому дворцово-парковому ансамблю в окрестностях Петербурга, с юбилеем, Ораниенбаум! - 3

20.09.2011

300 лет исполняется первому пригородному дворцово-парковому ансамблю в окрестностях Петербурга

Екатерина Великая умерла 6 (17) ноября 1796 года, и новый император Павел I особым указом передает Ораниенбаум в собственность своего старшего сына и наследника престола Александра Павловича.

Каскад Верхнего паркаУже в последние годы жизни императрицы она стала терять интерес к Ораниенбауму. Правда, в 1780 году специальным указом «дворцовая слобода Ораниенбаум» переименовывается городом. Но Павел, ненавидевший мать и все, что было с ней связано, переводит его в ранг заштатного. И только пришедший к власти Александр I в 1802 году возвращает городу статус уездного. В 1792 году из Китайского дворца все убранство вывозится в Таврический дворец и Эрмитаж. В 1793 году была срыта большая часть земляных укреплений Петерштадта, а в 1798 году, уже при Александре Павловиче, были проданы на слом его обветшавшие деревянные постройки, в том числе и садовые павильоны.

Сейчас из всех многочисленных строений Петерштадта мы можем видеть только Дворец Петра III и Почетные ворота, да к югу от дворца сохранились остатки крепостных валов и рвов. Утрачивает свой регулярный облик и Нижний парк Меншиковского дворца – старые деревья и кусты уже не подстригают, и они свободно разрастаются. В 1801 году, в связи с аварийным состоянием, прекращаются катания на Катальной горке, а в 1813 году рухнули и сама горка, и ее колоннада. Сохранился только каменный павильон. Развалины оставались на том же месте до конца 50-х годов XIX века, когда их окончательно разобрали. В журнале «Иллюстрация» за 1847 год приводится такое описание – место «…где проходил скат, поросло мелким кустарником и… робкие зайцы избрали его своим прибежищем». Парк зарастает, его уникальная планировка постепенно теряется.

Ораниенбаумская ШвейцарияПосле таинственной смерти Александра I в Таганроге Ораниенбаум переходит в распоряжение великих князей Константина и Михаила Павловича. Имение начинают приводить в порядок. Великокняжеская семья приглашает для работы в Ораниенбауме знаменитого в те времена садовника Джозефа Буша-младшего, автора парка на Елагином острове. В 1830 году Буш начинает переделывать заброшенный итальянский парк Петерштадта в романтическом ландшафтном стиле, расширяя его на юг вдоль берегов Каросты. От «итальянского» парка Ринальди не остается ничего. Запруды и деревянные шлюзы прудов превращаются в каскады из гранитных ступеней, у их подножия появляются живописные «хаосы» из валунов, «дикими» валунами украшается и русло реки. Вместо регулярных аллей, обсаженных правильными рядами деревьев, в парке появляются пейзажные дорожки среди открытых полян и рощиц. Появляются гранитные мосты через Каросту – трехарочный «Петровский» и небольшой – «Руинный», соответствующий романтическим вкусам XIX века.

Высокие холмистые берега реки, поросшие соснами, привели к появлению названия «Русская Швейцария», закрепившегося за этим районом парка. Даже городская улица в этой части Ораниенбаума получила название «Швейцарской». Затем разбивается пейзажный парк между Петерштадтом и Собственной дачей, теперь их связывает Рябиновая аллея, также решенная в пейзажном стиле. Небольшой холм неподалеку от нее – все, что осталось от крепости Екатеринбурх. Реконструируется и парк Собственной дачи – в западной части, где Ринальди планировал спиральный пруд, прокладывается новая Английская дорога, соединившая район Китайского дворца с павильоном Катальной горки. Вокруг нее создается еще один пейзажный участок с березовыми рощами, опушками и лугами. Исчезает звездчатая планировка аллей в восточной части парка.

Район Китайского дворца также приобретает более пейзажный характер, в 70-х годах на берегу пруда появляется пергола, заросшая диким виноградом. В то же время около дворцов и парковых строений разбиваются орнаментальные партерные цветники, украшенные декоративной парковой скульптурой. Архитектурные памятники также подвергаются перестройке – изменяется планировка Большого дворца, а в 1852 году архитекторами Л.Л.Бонштедом и А.И.Штакеншнейдером перестраивается и Китайский дворец. Буш соединяет воедино ранее разрозненные части Ораниенбаумского парка, придает ему стилистическую цельность, но неповторимая планировка Ринальди, к сожалению, во многом утрачивается.

К. Брюллов. Портрет великой княгини Елены Павловны (1829)Очень много для возрождения Ораниенбаумского имения сделала великая княгиня Елена Павловна, супруга Михаила Павловича, в собственность которой оно перешло в 1843 году после смерти мужа. Это была удивительная женщина, она интересовалась и искусством, и наукой, поддерживала художников, писателей, музыкантов, устраивала художественные салоны, музыкальные вечера, и при этом активно участвовала в подготовке и проведении аграрной реформы, занималась улучшением системы врачебного образования. Именно при Елене Павловне в основном и был восстановлен заброшенный парк. В Ораниенбауме у Елены Павловны устраивались музыкальные вечера и концерты, гостили композитор А.Г.Рубинштейн, скрипач Л.С.Ауэр, граф и писатель В.А.Соллогуб, писатель, музыковед и журналист князь В.Ф.Одоевский, хирург Н.И.Пирогов, ученые-путешественники П.П.Семенов Тян-Шанский и Н.Н.Миклухо-Маклай.

Последними владельцами Ораниенбаума (с 1874 года) становятся дочь Михаила Павловича и Елены Павловны – Екатерина Михайловна, вышедшая замуж за герцога Георга Августа Мекленбург-Стрелицкого и ее дети Елена, Михаил и Георгий. Они продолжили музыкальные традиции салонов Елены Павловны. Георгий Георгиевич создал струнный квартет камерной музыки «Квартет Мекленбургских», который затем дал почти восемьсот концертов в 46 российских и 88 европейских городах. Окрестности Ораниенбаума со второй половины XIX века становятся любимым местом летнего отдыха творческой элиты Санкт-Петербурга. Здесь снимали дачи М.Е.Салтыков-Щедрин и Н.А.Некрасов, на дачу которого приезжали И.С.Тургенев, Н.А.Добролюбов, Л.Н.Толстой, А.К.Толстой, Александр Дюма. В имение графини Мордвиновой под Ораниенбаумом приезжали работать художники И.И.Шишкин, И.Е.Репин, А.К.Саврасов. Здесь в 1867 году в саду у железнодорожного вокзала Ораниенбаума был открыт летний театр, считавшийся лучшим из пригородных театров. В нем выступали А.И.Качалов, Ф.И.Шаляпин, В.К.Комиссаржевская, М.Н.Ермолова, танцевали Тамара Карсавина и Анна Павлова, давал концерты Л.В.Собинов…

Ораниенбаум становится признанным центром летней загородной жизни. А в 1882 году в Ораниенбауме родился будущий великий музыкант и композитор Игорь Стравинский.

Петровский мостПосле 1917 года на долю Ораниенбаума выпало немало трудностей. В середине 1918 года конфискованный у Мекленбург-Стрелицких Большой Дворец был взят под охрану только что образованным Отделом охраны памятников старины, а в 1923 году Ораниенбаумский парк передают Петергофскому музейному управлению. Но многое к этому времени уже исчезло, да и позже бесценные экспонаты целыми подводами вывозились из дворцов, в том числе и в Петергоф. Так, в 1926-28 годах туда была вывезена вся садовая скульптура Верхнего и Нижнего парков.

А вот в годы Великой Отечественной войны Ораниенбаум пострадал меньше всех других пригородных дворцов, поскольку остался не захваченным фашистскими войсками. Здесь, под прикрытием орудий Кронштадта, всю блокаду наши войска удерживали «малую землю» – Ораниенбаумский плацдарм – 25 км с севера на юг и 60 км с запада на восток вдоль залива. Сразу после войны были выделены весьма значительные средства на проведение реставрационных работ, и уже в 1946 году для посетителей были открыты Верхний парк и Китайский дворец, в 1953 году – дворец Петра III, а в 1959 году – павильон Катальной горки. К сожалению, Большой Дворец долгое время принадлежал военной организации и был недоступен для посещения. Но именно то, что дворцы и парк сохранились, как ни странно, сыграло отрицательную роль. Позже основные средства вкладывались в восстановление Пушкина, Петергофа, затем Гатчины, а Ораниенбаум оставался забытым.

Руинный мостикОсобенно печальными стали последние годы, когда практически все чудесные дворцы и павильоны из-за аварийного состояния были закрыты. Из-за протечек в Китайском дворце чуть не погибли уникальные панно Стеклярусного кабинета. И это после того как в 1990 году художественные памятники Ораниенбаума были внесены ЮНЕСКО в Список Всемирного культурного наследия человечества! Сейчас, в связи с юбилейной датой, об Ораниенбауме вспомнили вновь. В парке и дворцах ведутся восстановительные работы. Спасены и отреставрированы стеклярусные панно (недавно они были выставлены в Эрмитаже). Восстановлены узорные цветники и боскеты Нижнего сада. Будем надеяться, что после завершения всех работ Ораниенбаумский дворцово-парковый ансамбль засияет новыми красками, вернет утраченную красоту и вновь займет свое заслуженное место в пригородном дворцовом ожерелье Санкт-Петербуга. Он этого достоин!

Наталья Голубева, фитодизайнер, сотрудник Ботанического сада СПбГУ



Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru