Бонсай, стили и классификация - 1

10.02.2011

Фото 1Искусство показать красоту в миниатюрном растении. Основные стили бонсай

«Дерево в горшке» или «растущий на подносе» – приблизительно так переводится это слово с китайского языка. Бонсай – это искусство показать красоту в миниатюрном растении, соединившем в себе силы Природы и индивидуальное мастерство человека.

В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир – в зерне песка, В единой горсти – бесконечность, И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк

Фото 2Через малое видеть великое» – это основной принцип, которому следуют более тысячи лет восточные мастера бонсай. Родиной этого старинного искусства является Китай, но никто точно не знает, когда вырастили первый бонсай. Возможно, он родился благодаря торговым караванам из Древнего Китая. Купцы брали с собой в путешествия травы и эссенции в горшках и заметили, что за долгое время растения, находясь в необычных для них условиях, становились очень красивыми и приобретали неповторимые формы.

Однако как искусство свое максимальное развитие бонсай получил в Японии.

Фото 3Японские мастера со временем до такой степени отточили технику превращения растения в маленькую «живую скульптуру», что смогли вырастить миниатюрные деревца – настоящие произведения искусства.

В Европе первые бонсаи появились во второй половине XIX века, они были привезены во Францию, на Всемирную парижскую выставку в 1889 года, где воспринялись с удивлением и восторгом, как настоящее чудо природы.

Но только в 50-е годы XX века, бонсай начал приобретать признание, поклонников и мастеров во всем мире, пытавшихся раскрыть тайны бонсай и желающих вырастить миниатюрные растения.

Фото 4

Oсновные стили бонсай

При создании бонсай принято придерживаться одного из традиционных стилей:

«Формальный прямой» стиль (chokkan) – в этом традиционном стиле ствол остается прямым, утолщаясь у корня. Нижняя треть ствола свободна от ветвей, ветви уменьшаются к вершине (см. фото 1) – автор этой работы Zhi Zhong Quan.

Фото 5«Неформальный прямой» стиль (moyogi) – ветки или ствол могут быть немного искривлены. Верхушка ствола всегда находится на прямой линии, исходящей перпендикулярно земле в том месте, где начинается корень (см. фото 2) – автор композиции Foschi Ottavio.

«Наклонный стиль» (shakan) – этот стиль – символ изменчивости, рост дерева идет под углом к земле.

«Литературный» (bunjingi) – характеризуется прямым стволом дерева с одним изгибом и с минимумом веток на верхушке (см. фото 3) – автор Sallusti Enrico.

Фото 6«Сдвоенный ствол» (shakan) – представляет собой композицию, отличающуюся от остальных наличием двух стволов. Они могут быть разными по размеру и образовывать одну крону (см. фото 4).

«Дерево с камнем» – один из самых интересных стилей бонсай, который формируют как дерево (часто инжир), растущее на камне. Здесь различают два направления:

Первое из них это – Ishitsuki. Стиль характеризуется тем, что дерево сажается в расщелину камня, его корни скрыты внутри (см. фото 5).

Второе направление – Sekijoju – ствол дерева находится прямо на камне, а корни причудливо оплетают его (см. фото 6) – автор композиции Rizzi Rosario.

Фото 7«Дерево, согнутое ветром» (Fukinagashi) – великолепные наглядные примеры его, только в натуральный рост) можно увидеть на морском берегу. Создается впечатление, что дерево постоянно обвевается сильным ветром.

«Каскад» (kengai) – иммитирует рост деревьев у воды или на крутом обрыве. В полном каскаде вершина дерева растет за границей горшка и опускается значительно ниже его (см. фото 7) – автор Buccini Fabrizio (цветущий розмарин).

Фото 8«Полукаскад» (han’kengai) – растение имеет ствол, растущий вверх, а затем наклоняющийся в сторону, иногда до основания контейнера (см. фото 8). «Рощица» (yamayori). Несколько разных по высоте деревьев (обычно более 9) растут рядом, придавая композиции естественный вид рощи (см. фото 9) – автор Fini Fabrizio.

«Группа из нескольких стволов» (iose – ue) – очень эффектный стиль. Группа образована из рядом стоящих самостоятельных стволов разной величины, используют растения одного вида: различные хвойные либо листопадные деревья (см. фото 10).

Фото 9«Пораженный молнией» (sharimiki) – в этом бонсай ствол лишен коры по типу мертвого дерева. В природе можно увидеть дерево, в которое попала молния, и его часть обгорела, а другая остается живой. Этот стиль довольно сложен, нужно искусственно умертвить часть дерева так, чтобы это выглядело красиво и не привело к гибели всего растения.

«Волна чувств» (bankan) – старинный китайский стиль, один из наиболее сложных стилей, при котором ствол растения закручен в живописный узел.

Фото 10«Дерево на корнях» (Neagari) – очень красивый стиль, при котором корни дерева выступают из почвы, что придает ему необычный вид. Для этого стиля подходят растения, которые образуют воздушные корни, например, фикусы (см. фото 11) – автор Sallustri Enrico.

Токонома: бонсай размещен в композиции с крохотной икебана из травы или другого растения или суйсека – «красивого камня». На задней стенке «ячейки» экспозиции может находиться написанное послание автора с его ощущениями, впечатлениями, выраженными в композиции. Все представленные элементы тесно связаны между собой и строго подчинены определенным канонам традиционного китайского бонсай.

Фото 11Бонсай также классифицируется по высоте. Здесь подразумевается расстояние от верхушки ствола до основания. Все карликовые деревья подразделяются на три основные группы:

  • мини-бонсай: Keshitsubu – растения имеют высоту до 5 см; Mame и shohin – до 10 см; Komono – от 10 см до 20 см;
  • средние бонсай: Katade и moki – от 20 см до 40 см; chuhin – от 35 см до 70 см; Сhumono – от 30 см до 60 см;
  • большие бонсай: Omono – до 1,5 м.

Окончание следует

Елена Кулишенко, Италия Специально для журнала «Флора Price»



Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru