Дачное земледелие - сбор и хранение информации, картирование полей и соблюдение севооборотов. Время жить по науке - 2

14.05.2012

Базовые элементы дачного земледелия: сбор и хранение информации, картирование полей и соблюдение севооборотов

Современное общество все в большей степени заинтересовано не в интенсификации земледелия вообще, а в наиболее целесообразной интенсификации земледелия с точки зрения получения и экономической выгоды от садоводства, и охраны окружающей среды. Таковым и является адаптивно-ландшафтный подход в системах современного земледелия.

УрожайАдаптивно-ландшафтная система земледелия – это средство управления режимами агроландшафта (садового участка), дающее некий компромисс между получением планируемого количества овощей, фруктов определенного их качества и природной устойчивостью агроландшафта и агроэкосистемы в целом. Поэтому адаптивно-ландшафтные технологии позволяют проводить работы на уровне самоочищения почвы, получения качественной продукции и охраны природной среды садоводства. При этом достигается самоочищение всего ландшафта, то есть возникает способность автоматически перерабатывать (сортировать, осаждать, разлагать и др.) и выводить за пределы садоводства попадающие туда загрязняющие вещества.

Адаптивно-ландшафтная система земледелия в современном представлении состоит из семи основных земледельческо-растениеводческих элементов, которые мы, начиная с этой статьи, начинаем рассматривать на страницах журнала по порядку и достаточно подробно:

  1. Научная организация территории – дачи, огорода или крупного хозяйства.
  2. Структура посевов и севооборотов.
  3. Система удобрений.
  4. Система обработки почвы.
  5. Технологии возделывания сельскохозяйственных культур.
  6. Применение определенных семян и сортов.
  7. Применение средств защиты растений.

Приступая к рассмотрению всех этих элементов, хотим отметить, что все они относятся к любому земледелию, но мы остановимся на применении их в адаптивно-ландшафтном земледелии.

Сначала остановимся подробно на первом этапе – научная организация территории дачного участка.

Выполнять требования этого пункта нужно при любой системе земледелия, но особенно это необходимо для построения адаптивно-ландшафтной. Из всех аспектов научной организации садового участка главными являются – сбор исходной информации о плодородии почвы и картографирование на ее основе территории.

Для определения плодородия почвы можно использовать как данные агрохимических анализов почвы, так и учета общей биологической продуктивности конкретной почвы. Самым маленьким островком, на котором можно провести определение биологической продуктивности почвы, является площадь в 1 м?. На таком островке обычно произрастает одно пропашное растение, это оптимальная площадь питания многих сельскохозяйственных растений, поэтому собирать информацию по плодородию почвы нужно отдельно с каждого квадратного метра сада и огорода.

Методов сбора исходной информации достаточно много. Об одном из них рассказывалось в предыдущей статье на страницах журнала, где использовались современные и весьма дорогие приборы.

Некоторым садоводам доступен второй метод, он самый точный, но и самый дорогой – это проведение агрохимических анализов почвы с каждого квадратного метра участка.

Третий метод, который широко доступен садоводам, – это учет биологического урожая произрастающих растений путем их взвешивания. Данные о биологической продуктивности почвы вполне подходят для садовода, они позволяют комплексно познать конкретный агроландшафт, потому что урожай растений – это конечный интегрированный результат взаимодействия всех его факторов, роста и развития растений. Учтенный урожай растений позволяет научно организовать территорию садоводства, провести типизацию земли по уровню почвенного плодородия, тепло- и влагообеспеченности, по функционально-целевому назначению и выбрать обоснованные и оптимальные дозы и соотношения удобрений, средства защиты растений и правильные агротехнические решения.

Для получения информации о плодородии почвы нужно провести подготовительную работу – закрепить в натуре и на плане (на бумаге) элементарные участки в 1 м?, провести «шахматное» картирование и присвоение каждому квадрату своего имени. Сначала на бумаге чертится сетка квадратов подобно шахматной доске. По узкой стороне квадраты обозначаются буквами русского алфавита, по более широкой стороне – цифрами по порядку.

Таким образом все квадратики будут зашифрованы, как поля в шахматах, например, е2 или ж3. В натуре по периметру участка нужно расставить колышки через каждый метр, на них сделать надписи буквами и цифрами, как и на бумаге на чертеже. Между противоположными колышками во время уборки урожая и проведения агротехнических работ натягивается шпагат, получается сетка квадратов, которая позволяет точно убрать и взвесить урожай отдельно с каждого квадрата. Работа проводиться летом или осенью, во время цветения растений или при уборке урожая. Биологическая масса растений, культурных растений или сорняков срезается и точно взвешивается, результаты записываются в соответствующую клеточку на бумаге (название культуры и вес). После учета урожая шпагат можно свернуть и оставить на границах участка до весны, до посева растений и внесения удобрений, такая привязка позволит провести работы точно на каждом квадрате индивидуально.

Далее на основе полученных данных проводится картографирование территории, составляются наглядные картограммы плодородия почвы, выявляется пестрота почвенного плодородия. В качестве справочного материала для этого приводятся агрохимические данные о почве и их оценка (см. таблицу 1).

Делается это так: находим в строчках пункта 2 или 3 графу, соответствующую нашим данным (по учету урожая или по агрохимическим анализам), а в пункте 4 читаем выводы об уровне плодородия почвы и соответствующему ему цвету. При низком плодородии клеточку на карте закрашиваем в красный цвет, при среднем – в зеленый, а при высоком – в синий. В результате получается цветная почвенная карта плодородия. Она может быть очень пестрой – это плохо, но может быть и одного цвета, это лучше. Если, например, картограмма будет окрашена в синий цвет, то это говорит о том, что данная территория имеет плодородную почву и пригодна для освоения ландшафтного земледелия.

При учете только одного биологического урожая составляется одна общая картограмма. По данным же агрохимических анализов составляются четыре картограммы: кислотности почвы (рН), содержания гумуса, подвижных форм фосфора и калия, которые будут использованы для определения доз удобрений. Цветные картограммы подтверждают, что конструирование оптимальных агроландшафтов по плодородию почвы на садовом участке закончено, и можно будет приступить к составлению плана посева и севооборотов, к расчету доз удобрений, т.е. к дальнейшей работе по составлению адаптивно-ландшафтной системы.

Таблица 1. Агрохимические данные о плодородии почвы и системах земледелия

Наименование показателей Показатели, дозы и соотношения
низкие средние высокие
1. Характеристика ситуации с применяемыми системами и технологиями
Системы земледелия примитивные интенсивные адаптивно-ландшафтные
Технологии возделывания растений случайные интенсивные экологически безопасные
Доля почвы в обработке, % 0-15 15-70 70-100
Засоренность сорняками сплошная местами отсутствует
Экономическая оценка земледелия убыточная в норме прибыльная
Экологическая ситуация опасная около нормы безопасная
Полезность продукции для здоровья низкая оптимальная высокая
2. Биологическая продуктивность почвы.
Урожайность зерна, кг/м? 0-0,2 0,2-0,4 0,4-0,6
Урожайность зеленой массы, кг/м? 0,3-1,2 1,2-3,0 3,0-5,0
Урожайность сена, кг/м? 0-0,23 0,24-0,6 0,5-0,8
Урожайность моркови, кг/м? 0-3,0 3,0-5,0 5,0-7,0
Урожайность капусты, кг/м? 0-4,0 4,0-7,0 7,0-10,0
Урожайность картофеля, кг/м? 0-2,0 2,0-3,5 3,5-5,0
Мощность пахотного слоя, см 10-20 20-25 25-30
3. Агрохимическая характеристика почвы.
Содержание гумуса, % до 2 2-3 3-5
рН 4,0-5,0 5,0-5,5 5,5-6,5
Кислотность почвы высокая средняя слабая
Содержание Р2О5, мг/100г 5-20 20-30 30-45
Содержание К2О, мг/100г 7-15 15-20 20-35
4. Выводы:
Плодородие почвы низкое среднее высокое
Цвет на карте красный зеленый синий
Продолжение следует

Геннадий Васяев, доцент, гл. специалист Северо-Западного регионального научного центра Россельхозакадемии, Ольга Васяева, садовод-любитель

Фото Е. Валентинова


Все статьи из этой серии

Адаптивно-ландшафтное земледелие в дачной жизни: часть 1, часть 2.
Время жить по науке: часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 5, часть 6, часть 7, часть 8.


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru