Как создать маленький сад в регулярном стиле - в стиле Версаля

12.06.2005

Элементы регулярности на приусадебных участках

Регулярные сады и парки - одно из величайших достижений человечества в области ландшафтного дизайна. Ни один приличный замок в Европе не обходится без этой своеобразной визитной карточки уважающего себя дворянина. Распространившись по всему миру, искусство создания таких парков нашло себе применение и на более скромных пространствах. Сегодня внести элементы регулярности на приусадебный участок, например оформить таким образом парадный вход, - лучший способ придать загородному дому торжественность и пышность.

Историческая справка

Чего больше в парках и садах, разбиваемых по законам строгой симметрии - стремления к упорядоченности или желания продемонстрировать познания в геометрии и свою власть над Природой - сказать сложно. Однако увлечению садами правильной формы с прямыми аллеями и симметрично расположенными деревьями были подвержены еще египетские фараоны, впервые позволившие себе такую роскошь около 4 тысяч лет тому назад. Симметричные сады древних греков и римлян с большим количеством статуй и топиарных форм (выстриженных под определенные фигуры деревьев и кустарников); квадратные зеленые дворики в исламских странах и, разумеется, европейские сады эпохи Возрождения - все это дань регулярности со стороны человечества. Сегодня регулярные сады условно можно поделить на французские, голландские и итальянские. Считается, что наиболее ранние из них - итальянские. Со времен Древнего Рима загородные виллы итальянцев располагались на прибрежных склонах, уступами спускающихся к морю. Именно террасирование - основная примета регулярного итальянского сада. Прямые дорожки, выстриженные под геометрические формы деревья, яркие газоны, увитые лианами арки и крытые аллеи - все это итальянский сад. Зеленые апартаменты каждой из террас соединялись между собой коридорами и лестницами, а каждая отдельная "зеленая комната" населялась своеобразными растениями - плодовыми либо красиво цветущими. В итальянском саду не было строгой осевой симметрии, посадки следовали естественному ходу террас, и все же это, безусловно, был регулярный стиль. Голландцы, так же как и итальянцы, делили сад на ряд замкнутых кабинетов. Предпочтение отдавалось ароматическим растениям, дом, или, вернее, дворец скрывался за деревьями, а хозяева и их гости имели возможность скрыться в беседках и павильонах. Голландские сады предназначались для уединенного отдыха и размышлений. Одна из отличительных черт голландского сада - наличие в нем атрибутов сельской жизни - крошечных мельниц, колодцев, тачек с высаженными на них растениями. Петр I, первый садовод государственного масштаба, с большим уважением относился к голландским садоводам. Первый сад перед парковым фасадом старого Екатерининского дворца заложил голландец - Ван Роозен. Французские регулярные парки в общепринятом понимании - это, прежде всего, простор, бесконечные перспективы, очень большая территория, где вольготно размещаются стриженые изгороди, строгие геометрические газоны, редко расположенные, но совершенные по форме и исполнению орнаментальные цветники, лаконичные прямоугольники прудов, фонтаны, перголы, шары и пирамиды топиарных форм. Французский регулярный стиль роскошен и торжествен. Равнинный рельеф Франции и довольно большие пространства, которых, в частности, были лишены жители Голландии, способствовали процветанию ландшафтного искусства. Своего расцвета этот стиль достиг в эпоху Людовика XIV и, как считают историки, отражал идею централизации власти. Однако со времен возникновения и расцвета Версаля появилось немало вариаций на тему регулярных парков для тех, кто не обладает королевским количеством гектаров. Сегодня небольшие подобия французского сада могут украсить любой участок, даже если он не слишком велик.

Проекции роскоши

Газон. Использование элементов регулярности в частном владении - лучший способ привнести некоторую нотку торжественности в экстерьер загородного дома. Однако при этом следует помнить, что даже самая скромная композиция в регулярном стиле остается предметом роскоши, поскольку ее элементы не могут быть дешевыми по определению. Все элементы регулярного сада, включая газон, выглядят по-настоящему богато и даже роскошно. Причина проста: создание регулярного сада действительно подразумевает под собой изрядные капиталовложения. В партерном газоне, например, исключительно высокая норма высева. Кроме того, для его создания используются самые медленнорастущие, самые красивые и, соответственно, дорогостоящие сорта трав, никогда не употребляются смеси разных сортов и видов. В России наиболее распространенный вариант газонной травы - мятлик луговой. Для создания качественного газона он высевается в двойной норме. Чтобы выразить идею самого простого регулярного сада в современном "домашнем" варианте достаточно сделать качественный, изумрудного цвета узорчатый газон, употребив при этом, помимо газонной травы, еще и некоторое количество инертного материала для отсыпки. В качестве инертного материала чаще всего употребляют камни: гранитный отсев, речную гальку, толченый кирпич. В композициях в классическом стиле чаще всего берутся материалы двух-трех оттенков естественной гаммы. Цветник. Учредителем правил разбивки цветников регулярного сада считается французский архитектор и садовник Андре Ленотр. По его мнению, в композиции партерных цветников должны быть включены различные стилизованные природные формы: ветви с листьями, флероны (изображения, напоминающие цветок), орнаментально расчлененные листья, рисунки развивающихся стеблей, зерна или трилистника. Партерные цветники располагают на открытых, солнечных местах, избегая теней от чего бы то ни было, поскольку последние могут спровоцировать неравномерный рост растений и, как следствие, вертикальную асимметрию цветника. Обычно в состав партерных цветников входят только летники - растения одного года жизни; в весенних партерах используют луковичные. Многолетники в большинстве своем не годятся на роль главных героев регулярной клумбы, поскольку их период цветения, как правило, непродолжителен. Практически единственным исключением из этого правила являются хосты - многолетние декоративно лиственные растения, располагающиеся куртинками и имеющие очень графичную форму. В центре партерного цветника, как правило, высаживают какое-нибудь одиночное растение (в ландшафтном дизайне их называют солитерными). Это может быть всем известная туя или куст штамбовой розы. Довольно распространенный прием - установка в центре экзотических кадочных растений, например, агавы, апельсинового или лаврового деревца (правда, при этом неплохо бы иметь еще и зимний сад, где эти гости из субтропиков будут проводить зиму). Иногда в роли композиционного центра выступают фонтан, скульптура или декоративные изделия из металла. Край цветника должен быть выполнен безукоризненно ровно; орнамент должен быть продолжением или, напротив, "провокатором" всего художественного замысла. Все в регулярных садах стремится к упорядоченности. В классических партерных цветниках считается важным, чтобы растущие на нем цветы в пределах одной из составляющих узора были одинакового размера. Поэтому в таких цветниках никогда не высевают растения семенами, а сажают уже готовую рассаду. Средняя плотность посадки - 60-80 растений на квадратный метр. Самая узкая часть рисунка не может быть меньше 30 см и, соответственно, при соблюдении пропорций весь партерный цветник - довольно крупная конструкция. Но это тот самый случай, когда экономить нельзя, иначе результат будет весьма плачевным, и, как известно, скупой платит дважды...

Деревья, кустарники и топиарные формы

Для регулярного стиля характерна довольно регулярные парки,топиарные формыжесткая стрижка деревьев для формирования кроны, живых изгородей и топиарных форм, когда деревьям и кустарникам придаются геометрические или фантастические очертания. Популярность выстриженных деревьев и кустарников поистине непреходяща; особенно это относится к живым изгородям и боскетам (франц. bosquet - посаженная в декоративных целях густая группа деревьев или кустов, часто выстриженных в виде ровных стенок (шпалер), шаров, кубов или пирамид). Партерные изгороди чаще всего создаются из кустарников. На Западе в силу климатических условий очень большой выбор посадочного материала для таких садовых структур. Самым популярным из них является самшит. У нас он тоже растет, но сделать из него качественную изгородь практически невозможно, поскольку зимует он в наших широтах с большим трудом. То же можно сказать о буке и тисе ягодном, весьма распространенных в европейских садах. Для России более всего подходят барбарис Тунберга (для создания живых изгородей не более 60 см в высоту), кизильник блестящий и бирючина (до 1 м и выше). Из хвойных непревзойденной популярностью пользуются туя западная, пригодная для создания высоких изгородей или "стен зеленых комнат". Сажают кустарники, как правило, в возрасте двух лет. Решающее значение имеет плотность посадки: 40 и более кустов на квадратный метр. Из лиственных деревьев изрядную регулярность участку придадут самые обычные липы, ивы или вязы. Самое главное при использовании в этом стиле лиственных деревьев - соблюдать строгую геометричность при посадке и очень внимательно следить за формированием кроны. Высший пилотаж садового искусства - формирование топиарных форм, которыми украшают не только экстерьеры - их часто держат в комнатах. Но все же основное их "место жительства" в садах. В наших климатических условиях на роль растений для стрижки чаще всего выбирают различные сорта туи западной, которые отличаются друг от друга формой, цветом и рыхлостью кроны. Чаще всего на посадку берут 30-40-сантиметровые туи. Сажают эти растения довольно широко (не менее 2 м друг от друга), для того чтобы во взрослом состоянии была видна форма каждого отдельного деревца. Конечно, поначалу такая посадка не производит особого впечатления. Немного исправить этот момент можно при помощи уже упомянутых кадочных растений, среди которых тоже есть топиарные формы - пирамидальные, шарообразные или более затейливые и шутливые. Расставленные между основными посадками, кадки с аккуратно стриженными деревцами помогут пережить не слишком декоративный "подростковый возраст" туй. Другой путь - посадить шаровидные туи на расстоянии метра, а когда те вырастут - проредить их ровно наполовину, найдя выкопанным деревцам другое место в саду.

Плодово-ягодный регулярный сад

Трудно представить себе русского человека, который откажется от ягодных кустов в пользу "заморской" декоративности. Да это и не нужно делать. Обычные плодовые кустарники возможно не сопоставимы с ягодными тисами по декоративности, но, будучи высажены симметрично и аккуратно выстрижены, они будут смотреться ничуть не хуже их южных братьев. Грамотно выполненная стрижка к тому же будет способствовать увеличению урожаев. Чтобы плодовый садик стал похож на маленький Версаль, сажать, например, смородину следует на расстоянии не менее двух метров; стараться, чтобы кусты были примерно одной формы; чередовать посадки красной смородины с черной, белой или с другими ягодниками, например, с крыжовником. Фавориты садовой моды последних лет - садовые кустарники на штамбе - наиболее уместны в таком саду. На роль живой изгороди в подобном саду может подойти малина, если не забывать подвергать ее обрезке и ограничить некоторую агрессивность этого растения вкопанной вдоль посадок пластиковой лентой, ограничивающей рост корней и не пускающей растение за пределы выделенной для нее территории. На чем бы вы ни остановились, задумывая реформацию садового участка, помните, что главное для регулярного стиля - подчинение деталей единому целому. Крайне редко, но бывают такие проекты домов, в которых лучше избежать разбивки регулярного садика перед парадным входом из-за какого-нибудь вопиющего стилистического несоответствия. В таком случае позвольте себе на заднем дворике иметь маленький регулярный садик в духе французского Версаля....

Н. Иванова, биолог



Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru