Молчаливая поэзия цветов, цветы на картинах Элеоноры Щегловой

29.04.2009

Элеонора Щеглова живет в Ялте. В 1976 году окончила Симферопольское художественное училище, в 1984-м – Киевский художественный институт, отделение монументальной живописи. Но монументалистом была недолго, потянуло к холсту, излюбленной натурой стали цветы.

Ай-Петринский Букет Меня с Элей свел счастливый случай. Отдыхая в Крыму, я оказалась вместе с ней в одном из семейных застолий. И очень скоро среди шума общего разговора услышала, обращенное ко мне: «А вы хотели бы посмотреть мои работы?» Я никогда не отказываюсь от таких предложений, и только спросила: «Когда?»  «Сейчас», - ответила Эля, - «Я живу на Садовой улице, это совсем недалеко».

АстрыОчарована и околдована я была первой же картиной - «Астры». Пушистость, граничащая с воздушностью, умело подобранный фон - прозрачная кружевная занавеска - создавали ощущение колышущегося, звенящего, теплого дуновения. Я еще не отошла от неброского очарования астр, а Эля уже открывала парад изысканных, роскошных роз. И, выставляя картину за картиной, говорила: «Розы - мои любимые цветы, они женственны и прекрасны. Особенно я люблю плетистые розы».

Полотен с царицей цветов я в своей жизни видела предостаточно. Но Элины картины были какие-то другие. В чем тут было дело, я как-то сразу и не поняла, пока не услышала ответ на мой еще не заданный вопрос: «Потому что здесь, в Крыму, такой прозрачный воздух и свет», а я, не сдержавшись, продолжила: «…и прекрасный вкус талантливого художника».

ЛетоВ какой-то момент мне показалось, что я настолько переполнена впечатлениями, что уже не смогу столь же эмоционально воспринимать следующие картины, а «стопка» их была  немалая. И тут Эля выставила «Натюрморт с самоваром». Ошеломляющее буйство красок и неожиданность ассоциации с малыми голландцами. Когда-то я специально ездила в Ленинград смотреть в Эрмитаже их великолепные натюрморты в освещении яркого, холодного апрельского солнца. Видела их и в высоких сумрачных залах амстердамских галерей. На Элиной картине была та же насыщенная композиция, удивительно близко к традиции старых мастеров выписанная холодновато-блестящая посуда, которая замечательно сочеталась с ярким горячим осенним букетом и плодами жаркого юга. И у меня было впечатление, что я как бы снова встретилась с моими любимыми малыми голландцами, но теперь уже - в обволакивающем бархате крымской осени.

А Эля тем временем выставляет новую картину - «Ай-Петринский букет» - и говорит, что любит писать и полевые цветы, потому что видит в них естественность, доведенную до абсолюта. И, всматриваясь в нарисованные ею цветы, я, ботаник, впервые проникаюсь глубоким смыслом сказанного и сожалею, что не чувствовала этого раньше, не приметила.

Плетистая розаЭтот горный Ай-Петринский букет мне особенно близок. Когда-то вместе с моей подругой, замечательным крымским ботаником Валентиной Михайловной Косых, мы отыскивали в горах Крыма редкие виды растений, примечали и обычные. Не раз бывали и на Ай-Петринской яйле. И теперь, глядя на этот букет, где любовно выписаны мельчайшие подробности, характеризующие ботанический вид растений, я со щемящим чувством вспоминаю наши ботанические экспедиции и с радостью узнаю каждый из цветков.

Вот возвышаются сине-фиолетовые султаны широко распространенного и в России синяка, легко узнаваемы васильки, ромашки, изящные завитки люцерны. В левой части букета больше обитателей только лишь Крымских гор: некрупные желтые цветки солнцецвета, розовые - крымской вероники и по всей картине - лиловые шарики диких горных луков.

Э. ЩегловаФотографическая точность в изображении цветов сочетается у Эли с талантливым построением картины на удивительно гармоничном сочетании цветовых отношений. Эта яркая индивидуальность ее творчества просматривается во всех работах. И, может быть, поэтому ей так блестяще удается сохранять на полотнах настроение красоты и счастья солнечного дня.

Еще не раз приду я к Эле. Приду одна и с друзьями - сотрудниками Никитского ботанического сада. И в память о пряных запахах горного разнотравья, в память о Крыме, молодости, друзьях увезу с собой в Москву «Ай-Петринский букет». А еще, не доверяя памяти, запишу Элины слова: «Я пишу цветы, потому что они всегда красивые, в них много жизни, они всегда разные, радостные, очень живописные, в них я нахожу молчаливую, яркую поэзию».

Ирина Исаева, доктор сельскохозяйственных наук

Метки:  цветы


Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru