Экологические композиции в садах - географические, климатические и другие

23.06.2010

Следуя природе

Садовые композиции, учитывающие сходство требований растений к условиям произрастания, называют экологическими. Каждое растение имеет свои экологические характеристики: требования к освещенности, влажности почвы и воздуха, механическому составу, питательности и кислотности почв.

Альпинарий в Ботаническом садуЭкологическая садовая композиция составляется с учетом этих характеристик. Конечно, в любом саду, независимо от его стиля и принципов планировки, экологические требования растений необходимо учитывать. Самая роскошная композиция, сделанная без знаний экологии растений, распадется в течение несколько сезонов (что мы обычно и видим в результате работы ландшафтных дизайнеров, не получивших базового экологического образования).

Но основное отличие экологической композиции от прочих – четкое выстраивание по значению факторов в порядке: экология-агротехника-стиль. То есть, если в саду роза не цветет в густой тени, но красиво выглядит по архитектуре композиции, то в случае доминирования стиля ее можно оставить на этом месте, а в экологической композиции требуется пересадка на более освещенный участок.

Альпийская горкаТаким образом, один из важных признаков экологической садовой композиции – уверенное прохождение всеми растениями всех фенологических фаз – цветение, плодоношение, период покоя и этапов жизни – рост, развитие, размножение, угасание. Классическим примером такой композиции является сочетание видов тенистых лесов – копытень, папоротники, купена, астильбы, предпочитающих влажную почву и хорошо переносящих тяжелый механический состав грунта. Такие композиции зачастую сами складываются, если расположение участка ставит хозяина перед выбором: вырубить окружающий лес, перенести дом или все же постараться превратить сад в нечто особенное. Приятная особенность таких сочетаний в том, что высаженные на одной клумбе растения вступают в естественные экологические взаимодействия, формируется аналог естественной экосистемы, склонной к самоподдержанию, и в дальнейшем уход за полученной композицией не доставит вам много хлопот.

Настоящими экологическими композициями следует считать те, в которых собраны растения одного экотопа (степи, предгорий, альпийского луга, широколиственного леса, ельника, дубравы и т. д.), характеризующегося конкретным спектром условий произрастания. Перечисленные выше виды композиций построены на природных особенностях растений и наиболее приближены к естественным условиям произрастания.

КамнеломкаВариантом экологической композиции является географическая. Это может быть, к примеру, фрагмент дубравы с зарослями лещины и кленом татарским среди дубравного разнотравья – сныть, ветреницы, пролески, копытень, купырь, зеленчук, или кусочек леса в предгорьях Кавказа с дикими пионами и ежевикой под сенью вязов, увитых колючей лианой смилаксом. Однако в большинстве случаев фантазию автора ограничивают климатические условия, и в средней полосе (а уж тем более на севере) выбор географических композиций будет невелик. Поэтому проще построить экологическую композицию, объединяя растения разных географических областей, но сходных местообитаний.

Создавая экологическую композицию, важно не впасть в противоположную крайность, хаотично разбрасывая посадки в надежде, что все лишнее само отбракуется, и композиция сложится. Помните, что природа миллионы лет отбирала самые удачные сочетания растений в сообществах, безжалостно уничтожая все прочие, потому-то природный ландшафт так прекрасен. У вас же не будет столько времени впереди, чтобы сад сложился сам собой, поэтому учитесь у природы. Иначе рядом могут оказаться гармонично сочетающиеся по другим признакам, но несовместимые по экологии виды или же, наоборот, в жертву экологическим требованиям будет принесена красота отдельных сочетаний.

Альпинарий в Ботаническом садуЭкологические композиции из садовых растений в сочетании с дикими стали особенно популярны в последнее время. Как пример такой композиции можно рассмотреть альпийский луг, или альпинарий. Для начала внесем ясность в терминологии и обрисуем принципы ландшафтного дизайна, на которых строится подобная композиция. Чаще всего под «альпинарием» подразумевается странное нагромождение камней с самым невероятным подбором растений. На самом деле в наших садах более распространены рокарии – каменистые композиции, в основе которых лежит сочетание растений с камнем. В рокарии используются большинство видов декоративных почвопокровных и низкорослых растений абсолютно независимо от их происхождения. Композиционно в рокарии допустимо использовать валуны и иные камни округлой формы.

В отличие от рокария альпинарий является копией экотопа высокогорных лугов. Альпийский луг развивается выше пояса субальпийских лугов. Субальпийские луга похожи на равнинные, их травостой достигает 50-60 см, здесь много влаголюбивых многолетников. Эти луга разделяются на злаковые, осоковые, разнотравные. Кстати, именно на этих лугах в основном происходит выпас домашнего скота, а вовсе не на альпийских (хотя именно так утверждают в известной рекламе). Сравните сами: на альпийских лугах более низкий травостой (10-15 см), менее разнообразен видовой состав трав и к тому же изобильно рассыпаны камни. Здесь корова много молока не нагуляет, да вы только представьте корову, карабкающуюся по ландшафту альпийской горки! На альпийском лугу можно встретить лишь хорошо лазающих коз и овец.

ЛапчаткаИтак, рассмотрим основные характеристики альпийского луга. Яркое солнце, влажный воздух, плодородная, хорошо дренированная почва с примесью камней и довольно короткий, даже в южных горах, вегетационный период определили состав растительности. На альпийских лугах преобладают низкие многолетники, подушковидные и розеточные растения, также довольно часто встречаются осоково-злаковые латки и альпийские «ковры» (матты) с господством двудольных.

Травы альпийских лугов отличаются крупными цветками яркой окраски, среди них преобладает желтая и оранжевая (лютики, лапчатки, манжетки и маки), а также красная и розовая (различные луковичные, герани и камнеломки). Сине-голубой аспект дают печеночницы, горечавки и незабудки, фиолетовый оттенок вносят фиалки, альпийские астры и мелколепестники.

Альпийские травы отличаются холодостойкостью, но не выносят как застоя влаги в почве, так и засухи. Это необходимо учитывать наряду с высокими требованиями трав к составу почвы, поэтому участок под альпийскую композицию следует отводить в достаточно дренированном плодородном месте. Для сравнения: рокарии с очитками обычно формируют на «бросовых» делянках, где другие культурные растения попросту не приживаются. Традиционно альпинарии располагают возле дома, но альпийская горка также может применяться для того, чтобы отделить зону отдыха от огородных культур.

Альпийский луг в природеКонструирование альпинария начинается с формирования каменистой основы. Для этого лучше всего использовать известковые породы (травертин, известковый туф, доломит) – они наиболее благоприятны для растений потому, что пропускают воду и воздух, создавая здоровую аэрацию и увлажнение, при этом сами они медленно растворяются под влиянием растений и нормализуют почвенный состав. Поэтому в естественных горных условиях произрастает большинство альпийских растений, предпочитающих нейтральную либо слабощелочную почву, они произрастают на известняках. Кроме того, известняк – теплый камень. Песчаники так же, как известняки, являются воздухопроницаемыми породами, но более прочными, чем известняк. Они также благоприятны для жизни растений, особенно те, которые содержат известь. Использование в композиции крупных кусков песчаника, покрытых мхом, придает исторический облик всему сооружению. Гранит отличается большей прочностью, что делает его незаменимым в строительстве. Однако гранит – холодный камень, а это подходит для хвойных видов и некоторых вересковых, что диктует уже совсем другой стиль композиции.

Перед укладкой камней устраивают дренаж из слоя щебня. Толщина дренажного слоя должна составлять не менее 15 см. Поверх дренажа насыпают слой (толщиной 30-40 см) рыхлой земли, богатой гумусом (до 10%). Затем укладывают камни, утапливая их в землю так, чтобы они естественно выходили на поверхность. Между камнями в почву высаживают различные растения в соответствии с композиционным решением.

РокарийКак правило, альпинарий имеет четкий центр композиции – обычно это массивный камень, символизирующий горный пик. Довольно оригинальным композиционным решением является размещение в центре, возле пика, группы растений одного рода, но разных видов и сортов, а по мере удаления на периферию появляются и укрупняются латки других видов, сгруппированные по экологическому принципу. Не стоит забывать, что даже возвышающаяся всего на полметра альпийская горка является элементом рельефа и имеет свои северные и южные склоны, а значит, и растения должны на них различаться. Например, центром композиции могут стать желтые, оранжевые и лиловые мелколепестники, различающиеся не только окраской цветков, но и их размерами, а также высотой. Южный склон можно отвести под злаки, камнеломки и луковичные, а северный занять декоративными манжетками и геранями. Фиалки, маки, астры, горечавки и лютики одинаково хорошо будут вливаться с запада и востока в обе части композиции.

Интересным географическим вариантом альпийского луга будет алтайская горка: альпийская осока с черными колосками, синие цветки аквилегии, маралий корень (левзея) с фиолетово-розовыми соцветиями, белые и желтые цветки куропаточьей травы и родиолы розовой, разнообразные маки и даже рододендрон даурский с сиреневыми цветами.

Альпийский луг в природеСложный момент, с которым сталкивается почти каждый садовод при создании горки – когда сажать дикий вид, а когда культурный сорт? В этом случае необходимо учитывать два фактора: биологические характеристики и декоративность. К примеру, дикие альпийские лапчатки намного труднее приживаются в саду, чем специально выведенные сорта, поэтому лучше использовать их садовые формы. А вот сортовые луковичные, такие, как махровые или бахромчатые тюльпаны, очень привлекают к себе внимание, поэтому, если нет композиционного противовеса, лучше высадить невысокий дикий тюльпан Биберштейна, который даст яркий желтый аспект, но не будет выбиваться из общего замысла. Злаки сажайте преимущественно декоративные, т.к. дикие злаки зрительно «теряются» в садовой композиции на фоне крупных цветков.

Уход за альпийским лугом по завершении его формирования довольно прост: весной, после оттаивания почвы, осевшую почву рыхлят и добавляют между камней недостающую, а камни уплотняют или поправляют. Подкормки удобрениями проводить не рекомендуется во избежание чрезмерного роста растений, иногда по осени можно вносить небольшое количество перепревшей органики. В течение сезона проводят легкое рыхление и удаление сорных растений, а также подрезку расползающихся куртинок злаков. В случае необходимости заменяют или подсаживают новые растения.

Принципы, на которых строится экологическая садовая композиция, должны быть учтены и при создании садовых композиций других направлений, основанных на многовековых традициях садового искусства.

Ольга Вершинина, кандидат биологических наук, сотрудник Ботанического сада БИН РАН
Фото автора



Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru