Как создать сад в японском стиле - виды и растения японских садов

30.08.2005
САД, В КОТОРОМ ОТРАЖАЕТСЯ ВСЕЛЕННАЯ

Художественное явление, именуемое ныне японским садом, сформировалось приблизительно в начале X века. На сегодняшний день этот ландшафтный стиль имеет ряд признаков, которые сумеет перечислить едва ли не каждый: использование композиций из камней и гальки, мхов, бамбука и цветущих деревьев; обязательное наличие водоемов с текущей или стоячей водой. Продуманность и асимметрия композиции, очевидность строгих законов гармонии делают его истинной моделью мироздания.

фонарь в восточном стиле

Мир монастырского сада

Изначально сады в Стране восходящего солнца разбивались при синтоистских монастырях. Именно поэтому они имеют столь выраженную философскую составляющую. Жизнь монахов протекала в молитвах и созерцании, а найденный ими способ передать священную силу природы через символические сады позволял им раздвинуть рамки монастырской территории до размеров Вселенной. В их садах были пруды, за которыми стоял Океан, и холмы, воплощающие красоту всех горных хребтов планеты. Монастырские сады были такой же важной частью храма, как и все прочие постройки монастыря. Чувства, царившие в душе попавшего в синтоистский сад восточного паломника, сродни трепету истинного христианина, пришедшего в храм помолиться.

О том, как правильно обустроить сад, монахи поведали в одной из первых в истории человечества книг по садово-парковому искусству - "Сакутейки", увидевшей свет в XI веке. Дальнейшей эволюции садов способствовал буддизм. Аскетизм буддийской философии породил искусство сухого сада, где с помощью сыпучих природных материалов (песка, гравия) и камней разной формы и фактуры создавались волнующие пейзажи, в которых можно было разглядеть не только модели дикой природы, но и метафорический рассказ о странствиях человеческой души, о превратностях жизни и, самое главное, о способах преодоления этих препятствий. Таким образом, буддийский сад ставил вопросы и сам же давал ответы на них. Ответы, которые не были категоричными... - один из основных композиционных принципов японского сада - неопределенность, - и в то же время были единственно верными - свидетельством тому являлась уравновешенность всех элементов сада.

Самый древний из доживших до наших дней сухих садов - сад Райоан-джи в Киото. Пятнадцать вполне обыкновенных камней разбиты на пять групп, и по одной из теорий, восходящей к конфуцианскому учению, символизируют переплывающих реку тигров с детенышами.

сад камнейДля буддистского монаха создание сухой композиции - один из путей дзен, полный созерцательности и понимания природы камней. У каждого камня - своя душа, своя жизнь, за каждым из них стоит своя метафора. Расставить их неверным способом - означает солгать и тем самым спровоцировать посетителя сада на ложный эмоциональный отклик. Именно потому, что каждому камню присуща индивидуальность, невозможно просто скопировать создания мастеров древности, о чем предупреждал еще автор "Сакутейки", рекомендуя при создании композиций доверяться прежде всего собственным ощущениям.

Рядом с домом

"Светские" японские сады формально можно было бы поделить на малые, от нескольких квадратных метров, предназначенные лишь для рассматривания, и на большие, ландшафтные, в которых можно было гулять, любуясь сменой композиций, бегущими ручьями, искусно выполненными островами, мостиками и каменными пагодами. Помимо перекочевавших в обычные усадьбы из монастырей сухих пейзажей, японским садом может стать ландшафтная композиция, где главным героем является вода - "сад воды"; несколько реже можно сад в восточном стилевстретить "сад мхов", построенный на игре фактуры и оттенков зелени этих древних растений. Чаще же всего домашние восточные сады включают в себя и камни, и воду, и зеленые насаждения. И здесь важным становится не формальный подбор элементов, а то, что хозяин сада хотел выразить, применяя те или другие материалы.

Символизм японского сада за многие века стал столь отточенным, что его язык можно назвать универсальным. Многим и без слов понятно, что камни в такой композиции - скелет земли, а вода - ее кровь; камень символизирует Ян -Мужское начало, ясность и твердость, вода - Инь, женскую сущность всех явлений, все темное, загадочное. За каждым из растений стоит смысловая символика: бамбук - мужественность и стойкость, сосна - долголетие, лотос - духовная чистота.

Основу всех растительных композиций составляют вечнозеленые деревья и кустарники; для листопадных растений учитывается не только их форма в период активной вегетации, но и смена окраски в зависимости от времени года и то, как они выглядят с облетевшей листвой, поскольку сад должен доставлять удовольствие круглый год. Число цветов ограничено - это ирисы, лилейники, лотосы. Влажный климат Страны восходящего солнца способствовал произрастанию в садах различных влаголюбивых растений - мхов и папоротников.

Самое почитаемое дерево в японском саду - сосна, любимое растение не только японских садоводов, но и поэтов:

Осенняя луна
Сосну рисует тушью
На синих небесах

Рансэцу

Сегодня чаще всего можно увидеть сосны с искусственно сформированной кроной - садовый бонсай. Японцы достигли невероятных высот в этом искусстве, и дерево красивой формы может стать основой всей композиции сада.

Еще один непременный обитатель восточных садов - бамбук. Эта крайне быстро растущая трава, чаще всего в композициях дополненная папоротниками, вполне самодостаточна. Выращивают бамбук, как правило, в виде маленькой рощи, служащей местом отдохновения своим хозяевам. Бамбук приносит пользу и после того, как отживет свой срок - в Японии принято сооружать из него ограды, мостики, водопроводы и массу других декоративных элементов сада. Он же - надежный тротуар для крошечных обитателей сада:

Ливень вечерний -
На землю спешат муравьи
По стволам бамбука...

Дзёсо

Невозможно представить восточный сад без цветущих плодовых деревьев. Особое отношение у японцев к цветущей вишне, под ветвями которой каждый способен прочувствовать и ценность человеческих отношений, и вечную печаль:

Чужих меж нами нет!
Мы все друг другу братья
Под вишнями в цвету.

* * *

Печальный мир!
Даже когда расцветают вишни...
Даже тогда...

Масаока Сики

В композиции растений восточного сада большое внимание уделяют оттенкам зелени - более темную помещают на заднем плане, а светлую - на переднем, создавая ощущение глубины пространства сада. Деревья образуют некую общую картину и в то же время остаются самостоятельными. Ритмическое чередование массы листвы и свободного пространства призвано создавать у зрителя впечатление противоборства и гармонии сил Природы.

водопад в восточном саду

"Думы об отдаленном"

Старый пруд.
Прыгнула в воду лягушка.
Всплеск в тишине.

Сайгё

Вода всегда была частью японского сада. В самом начале эволюции садового искусства Японии (VII-XII столетие) в стране существовала китайская модель сада с водоемом: обустраивались достаточно большие пруды и озера, в которых можно было кататься на лодках, выполненных в форме дракона, перемещаясь таким образом через весь сад. Под влиянием дзен-буддизма возникли имитации водных пространств из камней и песка, а также тенденция ценить не столько водную гладь, сколько динамику потока и звуки, издаваемые ручьями и водопадами. Водопады японского сада могут быть простыми и сложными, многоступенчатыми. Место для водопада выбирается с особой тщательностью. Почти всегда они прикрыты растительностью, что придает пейзажам еще большую романтичность.

Садовые пруды в восточном саду всегда имеют острова, один из которых считается райским и не соединяется с берегом. Существует несколько видов островов: лесной, горный, скальный, с молодыми журавльсоснами на песке.Излюбленные острова в Японии - остров "черепахи", символизирующий стремление к познанию, и остров "журавля", возносящий человеческий дух ввысь.

В современных японских садиках пруды заменяют небольшие каменные бассейны с водой, а иногда даже для них не находится места. Тогда этот элемент природы может быть введен в композицию сада в виде тсукубаи - каменной чаши с водой в виде бочки, в которой традиционно мыли руки при чайной церемонии. В некоторых случаях тсукубаи может находиться на уровне земли, но чаще всего его приподнимают на высоту 20-30 см. Обычно тсукубаи располагают на низкой небольшой ровной площадке перед каменной стеной, живой изгородью или в центре сада и непременно освещают каменным фонарем.

Другой декоративный элемент сада, имеющий непосредственное отношение к воде, - тонкий водопровод из полого стебля бамбука, по которому бежит вода. Японское название этого водотока - shishi odoshi, что в переводе означает "пугающий оленя", т.к. изначально он был изобретен фермерами именно с этой целью. Чаще всего такие сооружения располагают на краю пруда.

Водоснабжение в японском саду замкнуто, здесь используется насос и система водопроводов, но все это достаточно элементарно, подробно описано в соответствующих пособиях и знакомо любому ландшафтному архитектору. Не стоит бояться сложностей сооружения системы водоснабжения, поскольку результат порадует каменный мост в восточном садувас не только с эстетической стороны: в системе фэн-шуй вода является элементом, соответствующим деньгам, и правильно расположенная и урегулированная водная система сада непременно поспособствует процветанию дома.

Символика вечности

Камни - наиболее стабильный элемент садового дизайна в восточном саду. Именно они создают облик сада. Растения и деревья появляются и исчезают, а камни придают саду ощущение неизменности. В той крошечной модели мироздания, которая создается при возведении восточного сада, камень изначально был призван воплотить собой недоступные вершины, упирающиеся под облака. Но постепенно возникло настоящее искусство расстановки камней - сутэ-иси, посредством которого можно изображать любые сцены и любые элементы природы.

В японском саду камни всегда размещают по диагонали. Используются чаще всего необработанные, естественные камни; наиболее ценными считаются экземпляры, покрытые ржавчиной или мхом коричневого, красного или пурпурного цветов, реже - белого.

Со времен величайших садовников древности, уверенных в том, что неправильное расположение камней в сухих садах способно изменить к худшему судьбу обитателей сада, существует ряд правил, которых следует придерживаться при создании композиций. Например, не следует брать камни круглой или квадратной формы; нельзя устанавливать один за другим камни с одинаковым весом, формой и массой. Группы камней должны быть расположены чуть в стороне от высаженных растений. Камни устанавливают на поверхности или частично зарывают в землю, иногда наклонно, под углом к поверхности земли. Положение камня должно быть стабильным - за этим следует следить особенно строго. Для устройства тропинок используют камни с одной ровной стороной (неровную зарывают в землю). Длинная ось каждого камня должна быть перпендикулярна направлению тропинки.

В японских садах широко используется песок и мелкий гравий. Размещают их на небольших участках сада, защищенных от ветра. Прогулка вдоль сухих ручьев по песчаным "волнам" полна созерцательности и поэзии.

Вечер.
По теням от лиственниц
Тихо ступаю.
Словно по осколкам
Прошедшей жизни своей.

Мотоко Митиура

Для создания сухих композиций на утрамбованную землю насыпают слой песка толщиной 5-6 см и специальными граблями наносят рисунок, символизирующий чаще всего волны или рябь на воде. Рисунок легко возобновляется, а песок периодически следует досыпать.

К каменным элементам сада следует отнести и столь полюбившиеся людям Запада фонари, изначально являвшиеся элементом храмовых восточных садов. Как правило, их располагают у изгибов садовой дорожки, на краю водоема, ручья или рядом с мостиком. Для изготовления фонарей применяют различные камни, дерево или пемзу. Для больших садов используют пьедестальные фонари (тачи-гата), высотой до 1,5, а иногда и до 3 м; скрытые фонари (икекоми-гата), свет от которых направлен в землю, их чаще всего располагают около тсукубаи (водоем для омовения рук); маленькие фонарики (оки-гата) обычно размещают на краю пруда, в стороне от тропинки или в очень маленьком внутреннем саду; кроме того, существуют фонари с квадратной или круглой крышей, имеющие в основании каменные или бетонные подставки (юкими-гата), устанавливаются они чаще всего около водоемов.

Японский сад на русской земле

лиственные деревья в восточном садуРазница климатических условий вносит свои коррективы в планировку японских садов в нашей стране: многие растения, характерные для Востока, у нас существовать просто не могут, и им приходится искать замену.

Главное растение восточного сада - сосна - у нас зимует. На эту роль чаще всего берут один из видов сосны горной Pinus muga mughus pumillio. Отличительная черта этого растения - расположение концов веток на одной высоте. В результате образуются плоские шары, которые практически не нуждаются в стрижке. Кроме того, садовый бонсай можно формировать из Pinus silvestris, Pinus strobus (сосна Веймутова); использовать для этой цели почти все можжевельники (например, Juniperus horizontalis 'Prince of Walles', 'Wiltoni', 'Jad River', 'Rockery Jem', 'Blue cheap', 'Grey pearl'), тую или кадочные растения, на зиму убираемые в закрытые, хорошо освещаемые помещения с низкими температурами. Замечательные японские клены (зеленый Acer palmatum dissectum и алый A. р. dissectum atropurpurea) не в силах пережить нашу зиму, и для них существует также "кадушечный" вариант зимования. Создать условия для зимовки "уличных" кадочных растений непросто; их нельзя поставить в зимний сад, т.к. температура зимнего сада, даже субтропического, слишком высока для кленов (идеал для них +1...+5°С). Поэтому иногда ландшафтные дизайнеры идут на замену экзотов обычными нашими растениями. Например, клены успешно заменит бузина (Sambucus racemosa v. Plumosa или v. plumosa aurea), которой, к тому же, делается стрижка - смотрится он немногим хуже "образца для подражания".

К числу незаменимых растений восточного сада, ни при каких условиях не растущих в климате России, относится бамбук: он присутствует на наших участках лишь в качестве строительного материала для декоративных решеток, заборов и водотоков. Со всеми же остальными цветами, деревцами и кустарниками дело обстоит несколько проще. Так, берега прудов можно украсить ирисами и лилейниками. Среди папоротников существует множество видов, зимующих в наших краях, в том числе орляк. Собираясь посадить цветущие плодовые деревья, следует в первую очередь обращать внимание на районированные сорта, и, кроме того, учитывать в этих вопросах все тонкости. Так, например, декоративная айва японская, скорее всего, будет обмерзать каждую зиму на всю длину побегов, что расположены выше уровня снежного покрова, и указанная проектная высота этого растения в 1,5 м вряд ли будет достижима на практике. Хорошо растут у нас декоративные кустарники, часто встречающиеся в восточных садах: рододендроны и многочисленные сорта спиреи, в том числе карликовые.

Перенимая японские традиции, следует в большей степени уделить внимание тщательности в исполнении проектов, нежели видовому списку растений. Кроме того, если уж говорить о современной Японии, то сегодняшний ландшафтный дизайн этой страны в огромной степени использует новые технологии, вводя в композиции многие современные материалы, например, керамику и стекло. Берясь создать японский сад на своем участке, прежде всего соблюдайте равновесие всех элементов, не перегружайте пространство, попытайтесь услышать голос каждого камня в вашем саду - и сад, разросшись, в благодарность непременно станет гармоничной и уютной моделью Вселенной...

Н. Иванова, биолог



Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru