Элементы и принципы композиции японского сада - Японский сад - 2

04.03.2011

Элементы японского сада

Благоухание цветущей сакуры царит, Словно излучается со дна пруда. Я никогда не устану наблюдать за этим, Никогда, до скончания мира. Антология «Киньо вака» (1289 г.) 1

Японский садВ японской культуре создание сада является высоким искусством, которое сродни и взаимосвязано с искусством каллиграфии и рисования чернилами, живописью и архитектурой. В центре японского сада располагается дом, из окон которого хорошо просматривается весь сад, являющийся продолжением интерьера дома, когда внутреннее пространство дома гармонично переходит в пространство сада, окружающего дом. Кроме иных архитектурных сооружений, на участке японского сада обычно расположены следующие элементы:

  • вода, реальная или символическая;
  • скалы или группы камней;
  • каменный фонарь;
  • чайный домик или павильон;
  • изгородь, забор или стена, выполненные в характерном стиле;
  • мост на остров или через ручей;
  • дорожка из камней;
  • сад камней;
  • ворота;
  • пагода или скульптурное изображение Будды.

В японском саду каждый из перечисленных элементов, имея особое символическое значение, находятся в гармонии с другими элементами, что наполнено глубоким философским смыслом. Китайская и японская философии утверждают, что человек может прожить свою жизнь более полно, открывшись для восприятия всеобщих ритмов природы. В японском саду человек настраивается на состояние безмятежности и умиротворенности, которые достигаются в процессе медитации, практикующейся в буддизме. Все элементы японского сада, его звуки, цвета и структура, тщательно и заботливо объединенные в единую композицию, целенаправленно воздействуют на все органы восприятия так, чтобы человек поглощал эту картину гармонии не только зрительно, но и с помощью слуха, обоняния и осязания. Японский сад может имитировать в миниатюре обширный ландшафт посредством строительства искусственных холмов, гор и равнин, водопадов, озер, тропинок и ручьев. В композиции японского сада необходимо учитывать различные точки для обзора сада, и что будет видно из каждой из таких точек. При этом важное значение придается объектам, которые располагаются за пределами сада и составляют его видимый фон, такие как гора, холм или группы деревьев, которые используются, как составные живописной композиции сада, что позволяет визуально расширить границы пространства сада. Такой принцип рассмотрения единства пространства называется «шаккей», что можно перевести как «заимствованный пейзаж».

"Пейзаж на подносе" - работа художника XIX века Ютагавы Йошишиге

Принципы композиции

Первый и главный принцип «Сакутэй-Ки» гласит:

«Согласно расположению участка земли и в зависимости от структуры водного ландшафта, вам следует оформить каждую часть сада со вкусом, восстанавливая в своей памяти то, как природа представляет себя, показывая свои особенности».

Следующие четыре принципа, которыми следует руководствоваться при организации японского сада, утверждают:

  • «шотоку но сансуи» («природная горная река») – следует создавать по подобию природе;
  • «кехан но шитагау» («следуй за линией берега озера») – следует планировать в соответствии с топографией участка;
  • «сучигайтэ» («нерегулярные числовые значения») – следует составлять композиции из ассиметричных элементов;
  • «фузей» («ощущение ветра») – следует охватить и представить окружение.

Чтобы передать дух японского сада, необходимо помнить, что природа – этот тот идеал, к которому надо стремиться при его создании. Природу можно идеализировать или символизировать, но нельзя создавать что-либо, что природа создать бы никогда не могла. Например, не следует размещать в саду квадратный или прямоугольный пруд или фонтан, так как такого не встретишь в природе. Однако группа камней может символизировать горы, пруды – озера, волнистый рисунок, приданный граблями на выложенном песком участке сада – океан. Следуя другому важному принципу – принципу баланса, по-японски «суми», все должно быть соразмерно. Так, размеры камня, валуна или скалы, которые должны будут исполнять роль горы на участке, должны соответствовать размерам самого участка. Поэтому все компоненты для вашего сада следует подбирать особенно тщательно, учитывая их соразмерность участку, на котором будет разбит сад.

"Японский сад" - работа художника XIX века Ютагавы Йошишиге

Пространство и время

Вот глупый соловей! Он принял за тенистый лес Бамбуковый плетень. Такараи Кикаку (1661-1707)

У каждого японского сада есть ограждение, так как для того, чтобы служить местом уединения, сад должен быть надежно огражден от проникновения из внешнего мира, но также следует создать средство, через которое можно будет проникать в него и покидать его. Этим целям служат ограды и ворота, которые являются не менее важной частью японского сада, чем фонарь или камень. Японский сад является микрокосмом – отдельным миром, в котором нет волнений и тревог. Ограда изолирует нас от макрокосма – внешнего мира, а ворота являются той границей, где мы оставляем все наши мирские заботы, а потом готовим себя к тому, чтобы вновь столкнуться лицом к лицу с проблемами, которые существуют в большом мире.

В японских садах поражает также кажущаяся на первый взгляд «пустота» пространства в части сада, которая является ключевым элементом композиции японского сада. Это пустое пространство, по-японски оно называется «ма», характеризует пустоту, брешь, интервал, промежуточность, расположение между другими пространствами, людьми и предметами. Пустое пространство «ма» как определяет элементы сада, окружающие его, так и само определяется окружающими элементами. Такое «пустое» пространство необходимо, так как без «ничего» нельзя получить «что-либо». Эта концепция соответствует духу «ин и йо», который более известен по китайским словам «инь и ян». Безоговорочную пустоту «ма» можно наблюдать на завитках узоров на белом песке, окружающих камни в знаменитом саду камней в Реан-дзи, которые раскрывают неразрывность формы и пустоты в том месте пространства, которое занимает философское понятие «пустота». Принцип красоты «ма» можно также увидеть во время знаменитой японской чайной церемонии. Приложение принципа «ма» можно наблюдать в присутствии пустых пространств в чайном домике, которые отражают художественные предпочтения простоты, сдержанности и аскетичности сельской жизни, выраженной в таких традиционных японских эстетических понятиях, как «ваби», «саби» и «шибуи»2.

В процессе создания японского сада ключевое значение также имеет взаимодействие «ваби» и «саби». Понятие «ваби» может быть истолковано как «единственный в своем роде, отдельный, исключительный, уединенный». «Саби» определяет время или идеальный образ и правильнее всего переводится, как «патина, след, отпечаток». Цементный фонарь может быть единственным в своем роде, но ему недостает идеального образа. Камень может быть старым и покрытым мхом, но в то же время, если он в форме шара, то он будет лишен «ваби».

В свою очередь понятие «шибуи» может быть истолковано, как «изысканная сдержанность». Для японца понятие «шибуи» является проявлением высшей красоты. «Шибуи» можно описать, как неуловимую красоту, которая может быть иллюзорной для того, кто пытается ее создать. Эта красота естественна или в ней содержится природный компонент. «Шибуи» – это то, что вновь и вновь привлекает наш взгляд, когда мы ощущаем, что что-то пропустили. «Шибуи» может относиться к предметам, манерам, поведению людей, одежде, пище, садам, фактически, ко всем аспектам нашей жизни. Проявлением «шибуи» в природе может быть с любовью оформленный сад, в котором созданные человеком объекты являются гармоничным соединением материала, дизайна, мастерства и естественной красоты. Эта природная красота может проявиться в форме деревьев или в патине, приобретенной различными объектами в саду с течением времени. Этот налет времени может быть создан случайно, или по невнимательности, или просто в процессе старения этого объекта. Объекты, которые обладают налетом времени, могут рассказать нам тихо о том, о чем не могут поведать новые.

1 Перевод Арушанян З.Л. 2 Steve Odin, The social self in Zen and American pragmatism

Продолжение следует

Заринэ Арушанян, г. Ереван



Поделиться в соцсетях:

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru